Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

70 страниц

Купить ГОСТ Р 58223-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает единые подходы в рамках антимонопольного регулирования, в том числе через установление границ, правил и процедур межведомственного взаимодействия при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту (как на национальном, так и в последующем на межгосударственном уровнях) в интересах защиты конкуренции и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности, повышения конкурентоспособности инновационной продукции и отечественных товаропроизводителей, создания благоприятных условий для формирования рынка интеллектуальной собственности как механизма инновационного развития и для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечивающих национальную конкурентоспособность при переходе к цифровой экономике в России и ЕАЭС в XXI в.

  Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Объекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

6 Субъекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

7 Принципы антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

8 Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности при размещении и выполнении государственного и муниципального заказа на выполнение НИОКР (при софинансировании НИОКР)

9 Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при коммерциализации интеллектуальной собственности

10 Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при использовании интеллектуальной собственности в кредитных организациях

11 Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при использовании интеллектуальной собственности на фондовых рынках

12 Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции при злоупотреблениях со стороны правообладателей

Библиография

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

58223—

2018

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Издание официальное

Стандартинформ

2018

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности» (РНИИИС)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК481 «Интеллектуальная собственность»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 сентября 2018 г. № 597-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, оформление, 2018

Настоящий стандарт не может быть частично или полностью воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ P 58223—2018

-    произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние (по ГОСТ Р 55386);

3)    топологии интегральных микросхем (по ГОСТ Р 55386);

4)    сложные ОИС:

-    аудиовизуальные произведения (по ГОСТ Р 55386),

-    театрально-зрелищные представления (по ГОСТ Р 55386),

-    мультимедийные продукты (по ГОСТ Р 55386),

-БД,

-    единые технологии (по ГОСТ Р 55386),

-    научные открытия (по ГОСТ Р 55384);

б)    охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их государственной регистрации и получения патента: изобретения (согласно ст. 1350 [2]), полезные модели (согласно ст. 1351 [2]), промышленные образцы (ст. 1352 [2]), селекционные достижения (согласно ст. 1412 [2]) (далее — объекты патентного права);

в)    охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима, в том числе конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны — секреты производства (ноу-хау) (согласно ст. 1465 [2]);

г)    средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг, приравненные к охраняемым РИД, в том числе фирменное наименование (по ГОСТ Р 55386); коммерческое обозначение (по ГОСТ Р 55386); товарный знак (по ГОСТ Р 55386); знак обслуживания (по ГОСТ Р 55386); наименование места происхождения товара (по ГОСТ Р 55386), также являются объектами правовой охраны и использования хозяйствующими субъектами в товарах и на товарном рынке.

5.4    К исключительным (имущественным) правам на ОИС относятся:

-    право использовать ОИС в любой форме и любым не противоречащим закону способом независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели;

-    право распоряжаться исключительным правом на ОИС, в том числе передавать его по договору (договор отчуждения) или предоставлять право его использования (лицензионный договор);

-    право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование ОИС, при этом отсутствие запрета не означает наличие согласия;

-    право на вознаграждение за использование ОИС (кроме служебных РИД).

5.5    Объективным критерием для классификации товара с ОИС является его предполагаемое назначение, которое подлежит оценке на основании объективных характеристик и свойств товара, а также результатов экспертизы документов, подтверждающих наличие ОИС и прав на него, в том числе автора(ов) РИД и правообладателя(ей) ОИС, начало и срок правовой охраны ОИС.

Правовыми основаниями, необходимыми и достаточными для возникновения исключительного (имущественного) права на ОИС, являются:

а)    для РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания, — первичные документы, во исполнение которых создан данный РИД [государственный контракт/договор и акты по сдаче-приемке его результатов, отчетные документы (при внешнем финансировании)]; при-каз/план и документы по исполнению (например, служебные записки, уведомления работника о создании РИД) (при внутреннем/сметном финансировании) — с даты итогового документа, фиксирующего создание РИД;

б)    для РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их государственной регистрации, — получение патента на такой РИД с даты его приоритета;

в)    для РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта установления специального по отношению к ним правового режима конфиденциальности, в том числе режима коммерческой тайны — введение правового режима конфиденциальности, в том числе режима коммерческой тайны по отношению к этим РИД [как правило, с даты издания приказа об отнесении охраноспособных РИД к секретам производства (ноу-хау)];

г)    для сложных ОИС — издание приказа/принятие решения о создании таких ОИС при соблюдении других условий, установленных законом для данных объектов (в том числе заключение договоров с правообладателями других охраняемых РИД, включенных в данный сложный объект при его создании);

д)    для научных открытий — выполнение процедуры депонирования после получения диплома в установленном порядке (согласно ГОСТ Р 55384);

е)    для средств индивидуализации:

5

-    фирменное наименование — регистрация юридического лица в налоговых органах с даты внесения в Единый государственных реестр юридических лиц;

-    товарный знак и наименование места происхождения товара — государственная регистрация в патентном ведомстве — с даты принятия такого решения и выдачи свидетельства об этом;

ж) для всех охраняемых РИД — договор отчуждения исключительного права на ОИС, либо лицензионный договор, договор коммерческой концессии или другой на предоставление права использования РИД — с даты заключения такого договора;

и) для сделок в отношении ОИС, когда РИД или средство индивидуализации подлежит обязательной государственной регистрации (объекты патентного права и средства индивидуализации) или государственная регистрация РИД (ПЭВМ, БД или топологии интегральной микросхемы) осуществлена по желанию правообладателя, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора — с даты государственной регистрации такого перехода/предоставления/залога в патентом ведомстве.

5.6 К основным формам недобросовестной конкуренции при использовании ИС могут быть отнесены [3]:

а)    дискредитация путем распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

-    качества и потребительских свойств товара с ОИС, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей,

-    количества товара с ОИС, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар,

-    условий, на которых предлагается к продаже товар с ОИС другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара;

б)    ведение в заблуждение, в том числе в отношении:

-    качества и потребительских свойств товара с ОИС, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей,

-    количества товара с ОИС, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар,

-    места производства товара с ОИС, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя,

-    условий, на которых товар с ОИС предлагается к продаже, в частности цены такого товара;

в)    некорректное сравнение хозяйствующего субъекта и (или) его товара с ОИС с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром с ОИС:

-    путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве такого товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в том случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными,

-    в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены,

-    основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара;

г)    незаконное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

д)    совершение хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара с ОИС, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конку-ренту;

6

ГОСТ P 58223—2018

е)    совершение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

-    незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая размещение в доменном имени и при других способах адресации,

-    копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар;

ж)    незаконное получение, использование или разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая секреты производства (ноу-хау), в том числе:

-    получение и использование указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться,

-    использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться,

-    использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения;

и) иные формы недобросовестной конкуренции, в том числе указанные в разделах 8—12.

6 Субъекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

6.1    К основным субъектам отношений в области регулирования настоящего стандарта на территории Российской Федерации относятся:

-    наднациональные органы ЕАЭС, уполномоченные в сферах конкурентной политики и ИС (ЕЭК);

-    национальные государственные органы, уполномоченные в сферах антимонопольного регулирования и защиты конкуренции;

-    национальные государственные органы, уполномоченные в сфере ИС и противодействия контрафакту;

-    авторы РИД как ОИС;

-    правообладатели РИД и приравненных к ним средств индивидуализации как ОИС;

-    хозяйствующие субъекты;

-    суды (Суд ЕАЭС и суды Российской Федерации).

6.2    ЕЭК как наднациональный, постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС осуществляет деятельность в пределах полномочий, предоставленных правом ЕАЭС, в том числе в сферах конкурентной политики, государственных и (или) муниципальных закупок, установления торговых режимов в отношении третьих сторон, технического регулирования и ИС.

В рамках ведения единой, скоординированной и согласованной конкурентных (антимонопольных) политик ЕЭК осуществляет следующие основные функции:

-    контроль за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках (включая взаимодействие с уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС), взаимодействия уполномоченных органов государств-членов между собой при осуществлении контроля за соблюдением конкурентного (антимонопольного) законодательства, а также введения государственного ценового регулирования и оспаривания решений государств — членов ЕАЭС о его введении;

7

-    пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств — членов ЕАЭС, а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.

К основным полномочиям ЕЭК в предметной области настоящего стандарта относятся:

-    рассмотрение заявления (материалы) о наличии признаков нарушения общих правил конкуренции, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, а также проведение необходимых расследований;

-    возбуждение и рассмотрение дела о нарушении общих правил конкуренции, которое оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, на основании обращений антимонопольного органа, хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), органов власти, физических лиц или по собственной инициативе;

-    вынесение определения, принятие обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) решений, в том числе о применении штрафных санкций к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), о совершении действий, направленных на прекращение нарушения общих правил конкуренции, устранение последствий их нарушения, обеспечение конкуренции, о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) привести к ограничению, устранению конкуренции на трансграничном рынке и нарушению общих правил конкуренции;

-    запрос и получение информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств — членов ЕАЭС, юридических лиц и физических лиц, в том числе конфиденциальной информации, необходимой для осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках;

-    осуществление взаимодействия с центральными аппаратами уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС (при передаче уполномоченными органами государств-членов заявлений о нарушении общих правил конкуренции на рассмотрение ЕЭК, при рассмотрении ЕЭК заявлений о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, при проведении ЕЭК расследований нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, при рассмотрении ЕЭК дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также в иных случаях);

-    направление ежегодно, не позднее 1 июня, в Высший совет ЕАЭС годового отчета о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них, и размещение одобренного отчета на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет;

-    размещение решений по рассмотренным делам о нарушении общих правил конкуренции на официальном сайте ЕАЭС в сети Интернет.

6.3 В систему национальных государственных органов, осуществляющих на территории России антимонопольное регулирование, защиту и развитие конкуренции, входят федеральный антимонопольный орган, осуществляющий свою деятельность в соответствии с федеральными законами [3], [10], Банк России — для финансовых рынков [4]—[11] и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионах, осуществляющие свою деятельность на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [12].

6.3.1 Федеральный антимонопольный орган

Основным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции в России, является ФАС России, который осуществляет следующие функции и полномочия (ст. 22, 23 [3]):

-    обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

-    выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том числе нарушения хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также физическими лицами и некоммерческими организациями, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;

-    предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, орга-

8

ГОСТ P 58223—2018

нами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

-    издание в установленном порядке нормативных правовых актов, выдача разъяснений по вопросам применения им антимонопольного законодательства и заключений о последствиях воздействия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, последствиях изменения ставок таможенных пошлин для конкуренции на товарном рынке Российской Федерации;

-    возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, принятие по результатам их рассмотрения решений и выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении действия регистрации и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку в тех случаях, когда в действиях, связанных с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации, обнаруживается состав недобросовестной конкуренции;

-    направление в письменной форме предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;

-    рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества;

-    привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

-    обращение в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов;

-    обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов; о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об обязательном заключении договора; об изменении или о расторжении договора; о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение; о признании торгов недействительными; о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа);

-    участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

-    ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

-    размещение на сайте в Интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц;

-    установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

-    проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получение от проверяемых лиц необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме, обращение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

-    осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;

-    утверждение порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции;

-    внесение в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;

-    осуществление взаимодействия с ЕЭК и сотрудничества с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведом-

9

ственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции;

-    осуществление совместно с Банком России контроля за соблюдением антимонопольного законодательства кредитными организациями — на кредитном рынке банковских услуг (ст. 32 [10]); иными финансовыми организациями — на фондовом, страховом и иных финансовых рынках;

-    обобщение и анализ практики применения антимонопольного законодательства, разработка рекомендаций по его применению;

-    ежегодное представление в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации и его размещение на сайте антимонопольного органа в Интернете.

6.3.2 Банк России

В соответствии с федеральными законами в целях развития и обеспечения стабильности финансовых рынков Российской Федерации, в том числе антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции на финансовых рынках (включая кредитный, фондовый, страховой), Банк России осуществляет следующие полномочия и функции (ст. 1,4 [11]):

-    разработка и проведение во взаимодействии с Правительством Российской Федерации политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансовых рынков Российской Федерации;

-    осуществление совместно с антимонопольным органом контроля за соблюдением кредитными организациями антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг (ст. 32 [10]);

-    установление правил проведения банковских операций;

-    принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановка их действия и отзыв;

-    осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

-    осуществление регулирования, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

-    регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, а также отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

-    контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

-    регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

-    утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

-    утверждение плана счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

-    анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикация соответствующих материалов и статистических данных;

-    контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

-    защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

-    осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами [4]—[9].

Банк России подотчетен Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, для чего:

1)    один раз в три года представляет в Государственную думу (для рассмотрения на парламентских слушаниях и получения рекомендаций) проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации с предварительным направлением проекта Президенту России и в Правительство Российской Федерации;

2)    ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную думу годовой отчет Банка России (публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным), который включает в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ кредита, финансового рынка Российской Федерации.

ГОСТ P 58223—2018

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами.

Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов (ст. 4.1 [11]).

Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Основными органами управления Банка России являются Национальный финансовый совет (коллегиальный орган), Совет директоров, Комитет банковского надзора и Комитет финансового надзора, к компетенции которых в предметной области настоящего стандарта в соответствии с федеральными законами отнесены перечисленные далее полномочия и функции.

Национальный финансовый совет выполняет следующие функции:

-    рассмотрение годового отчета Банка России и ежегодного отчета о деятельности общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора»;

-    рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка Российской Федерации, совершенствования банковской системы Российской Федерации;

-    рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и их проекта;

-    решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

-    ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России, в том числе вопросам реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций, подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

-    рассмотрение представленной Советом директоров политики по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении Банком России функций, предусмотренных федеральными законами, и дача рекомендаций по указанной политике.

К основным функциям Совета директоров Банка России (во главе с председателем Банка России) относятся:

-    разработка во взаимодействии с Правительством Российской Федерации проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, проекта основных направлений развития финансового рынка и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и представление этих документов для рассмотрения в Национальный финансовый совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную думу;

-    обеспечение выполнения основных направлений денежно-кредитной политики и основных направлений развития финансового рынка;

-    утверждение отчета о деятельности Банка России, подготовка анализа состояния экономики Российской Федерации и представление указанных материалов в составе годового отчета Банка России в Национальный финансовый совет до представления в Государственную думу;

-    принятие решений об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также некредитных финансовых организаций; о размещении облигаций Банка России; о составе, порядке и сроках раскрытия информации по сделкам, совершенным Банком России с ценными бумагами на организованных торгах;

-    утверждение порядка работы Совета директоров, структуры Банка России, положений о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставов организаций Банка России, порядка назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

-    утверждение правил проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации;

-    утверждение отраслевых стандартов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций;

-    утверждение планов счетов бухгалтерского учета для кредитных и некредитных финансовых организаций и порядков их применения;

-    утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России.

11

Комитет банковского надзора — действующий на постоянной основе орган, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций, осуществляющий регулирующие и надзорные функции Банка России в сфере банковской деятельности.

Комитет финансового надзора — действующий на постоянной основе орган, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его функций, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков.

6.3.3 Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

а)    формирует проект перечня с аргументированным обоснованием выбора каждого рынка и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

б)    подготавливает ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации для его рассмотрения и утверждения коллегиальным органом субъекта Российской Федерации;

в)    разрабатывает проект «дорожной карты» и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

г)    координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выполнению мероприятий, предусмотренных «дорожной картой»;

д)    организует проведение и (или) проводит не реже двух раз в год обучающие мероприятия и тренинги для органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации по вопросам содействия развитию конкуренции;

е)    формирует при принятии высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения, предусматривающего систему поощрений, рейтинг муниципальных образований в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата;

ж)    размещает информацию о деятельности по содействию развитию конкуренции и соответствующие материалы на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в Интернете;

и)    рассматривает обращения субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ и услуг и общественных организаций, представляющих интересы потребителей, по вопросам содействия развитию конкуренции, относящимся к компетенции уполномоченного органа субъекта Российской Федерации;

к)    организует проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации.

6.4 Уполномоченные государственные органы в сфере интеллектуальной собственности

К уполномоченным государственным органам в сфере ИС относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные специальными функциями и полномочиями, а также органы государственной власти — государственные заказчики и комиссии по противодействию контрафакту.

6.4.1 Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) исполняет следующие функции в сфере управления ИС:

а) выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, ИС (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПВЭМ, БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в том числе самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

1)    порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок,

2)    перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов,

з)    разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;

12

ГОСТ P 58223—2018

б)    координация фундаментальных исследований в рамках программ государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, а также программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук и фундаментальных исследований в вузах;

в)    осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых программ и проектов в установленной сфере деятельности;

г)    формирование приборно-инструментальной, технологической и информационной базы для развития наноиндустрии;

д)    мониторинг научно-технического и производственного потенциала в сфере нанотехнологий;

е)    формирование и ведение единой государственной информационной системы учета НИОКТР гражданского назначения и их результатов, в том числе оформление регистрационных свидетельств на зарегистрированные в единой государственной информационной системе учета НИОКТР гражданского назначения объекты учета;

ж)    ведение реестра учета уведомлений о создании бюджетными научными учреждениями и автономными научными учреждениями либо образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными учреждениями и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности [ПВЭМ, БД, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционныхдостижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)], исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ и участникам таких хозяйственных партнерств — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями и автономными учреждениями;

и)    оформление заявлений, ходатайств, заявок на выдачу патентов и свидетельств о государственной регистрации охраняемых РИД;

к)    распоряжение в установленном порядке от имени Российской Федерации правами на ОИС, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Минобрнауки России.

6.4.2    Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав;

-    управление государственным имуществом и оказание государственных услуг по охране авторского права и смежных прав;

-утверждение перечня библиотечно-информационных организаций, получающих обязательный федеральный экземпляр печатных изданий, фонограмм и видеофильмов, электронных изданий, патентных документов на электронных носителях; формы отчета о деятельности аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

-    осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности; за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

6.4.3    Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

-    контроль и надзор в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

-    нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПЭВМ, БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

-    формирование технологических платформ, реализация кластерной политики, программ инновационного развития компаний с государственным участием, федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ;

13

-    координация и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

6.4.4    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям и осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений);

-    принятие нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с селекционными достижениями;

-    формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, а также резерва средств защиты растений (пестицидов); организация проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений;

-    регистрация племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;

-    выдача сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал); определение видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства;

-    осуществление юридически значимых действий по государственной регистрации селекционных достижений, включая прием и экспертизу заявок, по выдаче патентов, удостоверяющих исключительное право их обладателей на селекционные достижения, а также иные действия, связанные с правовой охраной селекционных достижений, в случаях, предусмотренных законом;

-    подготовка и выдача заключения Минсельхоза России на заявку о государственной регистрации наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование [на основе анализа информации, представленной заявителем и профильными научными организациями, о соответствии сведений, указанных в заявке заявителем, что товар производится в границах указанного географического объекта, соответствует производимому заявителем товару и описанию его особых свойств, имеет зависимость перечисленных особых свойств от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов].

6.4.5    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий, средств массовой информации, в том числе электронных [включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях], печати, издательской и полиграфической деятельности;

-    управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним;

-    обеспечение защиты интересов государства в области авторского права и смежных прав в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации, информационных технологий.

6.4.6    Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства и имеет следующие полномочия в сфере управления ИС:

-    организует научные исследования в целях обороны, осуществляет в установленном порядке размещение и оплату НИОКТР в области обороны;

-    разрабатывает единую военно-техническую политику в Российской Федерации по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной техники и координирует ее проведение;

-    осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для обеспечения нужд Вооруженных сил России;

-    осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о кон-

14

ГОСТ P 58223—2018

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки .................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Сокращения.........................................................................4

5    Объекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере

интеллектуальной собственности.......................................................4

6    Субъекты антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере

интеллектуальной собственности.......................................................7

7    Принципы антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере

интеллектуальной собственности............................................................20

8    Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности при размещении и выполнении государственного

и муниципального заказа на выполнение НИОКР (при софинансировании НИОКР).............23

9    Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции

при коммерциализации интеллектуальной собственности..................................28

10    Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции

при использовании интеллектуальной собственности в кредитных организациях..............34

11    Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции

при использовании интеллектуальной собственности на фондовых рынках...................38

12    Особенности антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции

при злоупотреблениях со стороны правообладателей.....................................59

Библиография........................................................................62

ГОСТ P 58223—2018

трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

-    организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу, в том числе рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, осуществляет управление правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, находящиеся в ведении Минобороны России, в том числе исключительными правами на них, проводит мониторинг их использования, а также участвует в мероприятиях по их правовой защите;

-    утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения и военной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектацию продукции военного назначения, а также основные положения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения, разрешенных для экспорта;

-    осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроль качества и приемку указанной продукции.

6.4.7    Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является уполномоченным органом Российской Федерации в сфере промышленной политики и осуществляет:

-    функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров;

-    функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

-    функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению компенсирующих мер, предусмотренных Договором о ЕАЭС;

-    разработку государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации;

-    функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, в установленной сфере деятельности;

-    закрепление за Российской Федерацией прав на ОИС и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Минпромторгом России, а также распоряжение закрепленными правами Российской Федерации на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.

6.4.8    Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) осуществляет следующие функции в сфере управления ИС:

-    правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в том числе подтверждает урегулирование вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;

-    контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР;

-    оказание государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ПЭВМ, БД и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров;

15

Введение

Между ростом недобросовестной конкуренции и отсутствием рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации и других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть прямая взаимозависимость и взаимообусловленность. В условиях когда доля рынка интеллектуальной собственности в мировой торговле в XXI столетии выросла в четыре раза (превышает 15 % ВВП) и продолжает расти, национальные рынки интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС остались на прежнем уровне (менее 1—2 % патентных продаж от общего числа действующих патентов). При переходе к цифровой экономике доля добавленной стоимости от оборота интеллектуальной собственности в ценообразовании произведенных товаров, работ/услуг и финансов будет только возрастать, что, в свою очередь, будет усиливать конкуренцию, в том числе и недобросовестную, в этой сфере.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы, формирование цифровой экономики отнесено к национальным интересам России, включая:

-    формирование новых рынков, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, и обеспечение лидерства на этих рынках за счет эффективного развития российской экосистемы цифровой экономики (крупных российских организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий);

-    повышение конкурентоспособности российских высокотехнологичных организаций на международном рынке;

-    обеспечение технологической независимости и безопасности инфраструктуры, используемой для продажи товаров и оказания услуг российским гражданам и организациям;

-    защиту граждан от контрафактной и некачественной продукции;

-    совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе при предоставлении программного обеспечения, товаров и услуг с использованием сети Интернет лицам, находящимся на территории Российской Федерации;

-    развитие торговых и экономических связей со стратегическими партнерами Российской Федерации, в том числе в рамках ЕАЭС.

Решениями высших органов ЕАЭС всем государствам — членам ЕАЭС предписано расширить набор применяемых инструментов, активизировать усилия по достижению и поддержанию макроэкономической устойчивости, реализовывать совместные меры в рамках ЕАЭС и национальные меры по ключевым направлениям. Реализация указанных мер предполагает активное включение экономического потенциала от использования в данных процессах интеллектуальной собственности: от ценообразования при взимании таможенных платежей до формирования нематериальных активов и использования интеллектуальной собственности как инвестиционного ресурса при диверсификации экономик на всех уровнях.

По результатам анализа законодательства и правоприменительной практики в сфере производства, оборота и защиты интеллектуальной собственности в России и других странах ЕАЭС при переходе к цифровой экономике выявлены устойчивые противоречия (коллизии), новые вызовы и закономерности, требующие принятия первоочередных мер в сфере антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции как путем изменения правил, так и процедур их применения.

По оценке директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации академика РАН, доктора юридических наук, профессора Т. Я. Хабрие-вой, «нахождение баланса между интересами правообладателей исключительных прав и публичными и частными интересами, защищаемыми антимонопольным законодательством», является сегодня одной из реальных проблем становления и развития современного конкурентного права.

Согласно ч. 7 ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в случаях когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными ГК РФ, так и в соответствии с антимонопольным законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» возможности применения антимонопольных мер в сфере интеллектуальной собственности ограничены.

Так, в последнее десятилетие сложилось устойчивое противоречие между патентной монополией на результаты интеллектуальной деятельности и возможностями развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг с использованием таких объектов патентного права. Результаты интеллектуальной деятельности, зачастую полученные при бюджетном финансировании (85 % всех расходов

ГОСТ P 58223—2018

на исследования и разработки в Российской Федерации в 2015—2017 гг. — средства федерального бюджета), при возможном сроке правовой патентной охраны 20 лет переходят в режим свободного использования через два — три года с момента выдачи патента. Этим нередко пользуются иностранные компании, в том числе транснациональные компании (ТНК), которые при небольших доработках вновь патентуют эти технические решения на себя. За последние 10 лет весь прирост выдачи патентов в России (5 %) обеспечен только иностранцами. При этом совместные предприятия не создаются, лицензионные договоры с отечественными производителями не заключаются, вытесняя тем самым с национальных рынков отечественные компании в угоду интересам международных и иностранных ТНК. Такие злоупотребления в рамках как формальной патентной монополии иностранных правообладателей, так и при заключении антиконкурентных соглашений ведут к фактической монополии с их стороны на товарных рынках, что предполагает меры антимонопольного регулирования, применение которых в сфере осуществления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также оборота интеллектуальной собственности запрещено ст. 10, 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Глобализация мировой торговли, введение экономических санкций актуализировали юридическую проблему исчерпания прав правообладателя в отношении товарного знака, которое является юридическим ограничением легальной монополии на использование исключительного права на товарный знак. Параллельный импорт, под которым понимается ввоз из-за границы в страны ЕАЭС импортерами оригинальных товаров, маркированных товарным знаком правообладателя, но без его разрешения, порождает конфликт интересов импортеров и правообладателей, претендующих на абсолютные правомочия по контролю параллельного импорта. В соответствии с Договором о ЕАЭС (приложение № 26) и с принятием и вступлением в силу с 1 января 2018 г. нового Таможенного кодекса в ЕАЭС действует региональный принцип исчерпания права, тогда как в Российской Федерации — национальный принцип исчерпания права (ст. 1487 ГК РФ), предполагающий запрет на импорт в Россию товаров с размещенными на них товарными знаками без разрешения правообладателей. В этих условиях иностранный правообладатель может недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать ввоз на внутренний евразийский рынок конкретных товаров или реализовывать ценовую политику, состоящую в завышении цен на этом рынке. В целях обеспечения единообразия подходов разрешения конфликтов частных и публичных интересов при антимонопольном регулировании и защиты от недобросовестной конкуренции с учетом разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 13 февраля 2018 г. № 8-П) в случаях недобросовестного поведения иностранных правообладателей товарных знаков, в том числе создания с их стороны угрозы монополии на товарных рынках стран ЕАЭС, необходимо использовать механизмы антимонопольного регулирования и гражданско-правовые институты противодействия злоупотреблению правом в интересах реализации публичных интересов по защите конкуренции, включая государственную поддержку национальных товаропроизводителей.

При этом, исходя из судебной практики, сохраняется высокая правовая неопределенность в разделении недобросовестной конкуренции, связанной с оборотом товара с использованием результатов интеллектуальной деятельности (РИД), и недобросовестной конкуренции, связанной с оборотом исключительных прав на данные РИД. При этом нормы действующего Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ не могут быть применены в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), так как основным объектом оборота здесь на разных этапах «НИР — ОКР — ТР — производство» может быть только исключительное право на РИД, созданный/ используемый в рамках данного НИОКТР. Отсюда многочисленные злоупотребления со стороны государственных заказчиков на использование предшествующей интеллектуальной собственности, где правообладателями являются исполнители или третьи лица.

Несмотря на заявленные цели гармонизации национальных законодательств для построения единых рынков в ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности, защиты от недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту, по-прежнему существуют принципиальные различия в странах ЕАЭС;

-    система охраняемых объектов интеллектуальной собственности;

-    определение правообладателей РИД, созданных с использованием бюджетных средств;

-    содержание прав на РИД;

-    ограничения исключительных прав на РИД;

-    механизмы гражданско-правовой и таможенной защиты интеллектуальной собственности;

-    понимание института контрафакта и способов защиты от него;

V

-    определение перечня субъектов недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и особенностей их правового статуса;

-    способы недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и их выявление;

-способы защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в рамках ЕАЭС.

Согласно Консультативному заключению Суда Евразийского экономического союза от 4 апреля 2017 г. № СЕ-2-1/1-17-БК «О разъяснении положений статей 74, 75, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014», конкурентное право Союза включает все три вида политик:

-    единую конкурентную (антимонопольную) политику Союза (наднациональное регулирование) для защиты конкуренции на трансграничных рынках;

-    скоординированную конкурентную (антимонопольную) политику для защиты конкуренции на национальных рынках государств — членов ЕАЭС, в том числе скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции;

-    согласованную конкурентную (антимонопольную) политику в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств — членов ЕАЭС.

Применение политик зависит от следующих критериев: 1) характер рынка (национальный или трансграничный); 2) национальность хозяйствующего субъекта (субъект рынка государства-члена или субъект рынка третьих стран).

Успешная правоприменительная практика антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности является междисциплинарной темой, что предполагает определение границ и правил межведомственного взаимодействия на всех уровнях (региональном, национальном и межгосударственном) при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции и противодействия контрафакту, а также определенную корректировку системы подготовки и принятия решений в ЕЭК ЕАЭС в силу сохраняющихся принципиальных противоречий национальных законов стран ЕАЭС и существующей автономности министров (членов коллегии) ЕЭК и подчиненных им департаментов.

Если целью инновационного развития является конкурентоспособность, а рынок интеллектуальной собственности служит необходимым условием его успешности, то антимонопольное регулирование и защита от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности могут стать достаточным средством обеспечения такой конкурентоспособности.

VI

ГОСТ Р 58223-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальная собственность

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Intellectual property. Antitrust regulation and protection against unfair competition

Дата введения — 2018—12—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает единые подходы в рамках антимонопольного регулирования, в том числе через установление границ, правил и процедур межведомственного взаимодействия при исполнении функций защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и противодействия контрафакту (как на национальном, так и в последующем на межгосударственном уровнях) в интересах защиты конкуренции и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности, повышения конкурентоспособности инновационной продукции и отечественных товаропроизводителей, создания благоприятных условий для формирования рынка интеллектуальной собственности как механизма инновационного развития и для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечивающих национальную конкурентоспособность при переходе к цифровой экономике в России и ЕАЭС в XXI в.

Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется в пересечении общественных отношений, связанных с 1) интеллектуальной собственностью, 2) антимонопольным регулированием и защитой от недобросовестной конкуренции, 3) противодействием производству и обороту контрафактной продукции.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55384 Интеллектуальная собственность. Научные открытия

ГОСТ Р 55385 Интеллектуальная собственность. Научные произведения

ГОСТ Р 55386 Интеллектуальная собственность. Термины и определения

ГОСТ Р 56823 Интеллектуальная собственность. Служебные результаты интеллектуальной деятельности

ГОСТ Р 58086 Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка,

Издание официальное

то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, установленные в Договоре о ЕАЭС [1], Гражданском кодексе Российской Федерации [2], Федеральном законе «О защите конкуренции» [3], Федеральном законе «Об организованных торгах» [4], Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» [5], Федеральном законе «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» [6], Федеральном законе «Об акционерных обществах» [7], Федеральном законе «Об инвестиционных фондах» [8], Федеральном законе «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9], ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    антимонопольный орган: Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

3.2    защита конкуренции: Совокупность мер, направленных на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущение, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

3.3    антимонопольное регулирование: Комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможности чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

3.4    единая конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами — членами ЕАЭС в сфере антимонопольного регулирования для защиты конкуренции на трансграничных рынках (если его географические границы охватывают территории двух и более государств-членов) на основе применения норм и механизмов наднационального унифицированного правового регулирования как общих правил конкуренции, которые обладают прямым действием и должны непосредственно применяться государствами-членами как нормы международного договора, а также на основе решений органов ЕАЭС в рамках их полномочий.

3.5    скоординированная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств — членов ЕАЭС для защиты конкуренции на национальных рынках государств — членов ЕАЭС на основе общих принципов и подходов, одобренных в рамках органов ЕАЭС, необходимых для достижения его целей.

3.6    согласованная конкурентная (антимонопольная) политика: Политика, осуществляемая государствами — членами ЕАЭС в отношении действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьих стран, если такие действия могут оказать негативное влияние на состояние конкуренции на товарных рынках государств — членов ЕАЭС, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов ЕАЭС, в такой степени, которая необходима для достижения его целей.

3.7    хозяйствующий субъект: Коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в сам о регулируемой организации.

3.8    конкуренция: Состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

3.9    доминирующее положение: Положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) либо нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому(им) хозяйствующему(им) субъекту(ам) [субъекту рынка] [группе лиц] возмож-

ГОСТ P 58223—2018

ность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).

3.10    монополистическая деятельность: Злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные(ое) в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

3.11    признаки ограничения конкуренции: Обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в том числе:

-    сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

-    рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

-    отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

-    определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

-    иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

-    установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.12    вертикальное соглашение: Соглашение между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

3.13    недобросовестная конкуренция: Любые направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

3.14    товар: Объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

3.15    товарный рынок: Сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

3.16    контрафакт: Товары, содержащие любые охраняемые результаты интеллектуальной деятельности или приравненные к ним средства индивидуализации, действия с которыми (в том числе изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение) приводят к нарушению исключительных прав их правообладателей (например, оригинальная продукция, ввезенная в ЕАЭС без согласия правообладателей, и поддельная продукция с незаконным использованием охраняемых средств индивидуализации этих товаров, в том числе обозначений, сходных до степени смешения).

3.17    коммерциализация интеллектуальной собственности: Деятельность по получению экономического дохода от реализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности как при использовании объектов интеллектуальной собственности в создании, производстве и продаже товаров (работ/услуг) субъектами товарного рынка, так и при гражданско-правовом обороте интеллектуальной собственности, в том числе в целях привлечения дополнительных инвестиций и декапитализации активов хозяйствующими субъектами как правообладателями.

3

3.18 предшествующая интеллектуальная собственность: Совокупность исключительных (имущественных) прав на созданные ранее и релевантные теме научно-исследовательской, опытноконструкторской работы объекты интеллектуальной собственности, правообладателями которых могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и третьи лица, в том числе стороны контракта на выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы.

4    Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

-    БД — база данных;

-    ЕАЭС — Евразийский экономический союз;

-    ЕЭК — Евразийская экономическая комиссия;

-    ИС — интеллектуальная собственность;

-    НИОКР — научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

-    НИОКТР — научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

-    НМА — нематериальные активы;

-    ОИС — объекты интеллектуальной собственности;

-    ПЭВМ — программа для электронно-вычислительной машины;

-    РИД — результаты интеллектуальной деятельности;

-    СИП — Суд по интеллектуальным правам;

-    Суд ЕАЭС — Суд Евразийского экономического союза;

-    субъекты МСП — субъекты малого и среднего предпринимательства;

-    ФАС — Федеральная антимонопольная служба.

5    Объекты антимонопольного регулирования и защиты

от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности

5.1    Объектами антимонопольного регулирования, гражданско-правового оборота и защиты от недобросовестной конкуренции в предметной области настоящего стандарта являются товары, работы, услуги, объекты финансового рынка, содержащие ОИС (далее — товары с ОИС), а также исключительные (имущественные) права на эти охраняемые РИД и на приравненные к ним средства индивидуализации (далее — исключительные права на ОИС).

5.2    ОИС являются охраняемые РИД и приравненные к ним средства индивидуализации, на которые распространяются исключительные права их правообладателей.

Охраноспособные РИД и неохраняемые РИД объектами исключительных прав/ОИС и объектами гражданско-правового оборота не являются.

5.3    ОИС не являются объектами гражданско-правового оборота, но могут быть использованы при разработке, производстве и обороте товаров.

К основным ОИС в рамках настоящего стандарта относятся:

а) охраняемые РИД, которым по закону предоставляется правовая охрана в силу факта их создания:

1)    объекты авторского права:

-    произведения науки (по ГОСТ Р 55385),

-    произведения литературы (по ГОСТ Р 55386),

-    произведения искусства (по ГОСТ Р 55386),

-    иные произведения (по ГОСТ Р 55386),

-    ПЭВМ (в соответствии со ст. 1261 [2]),

-    БД (по ГОСТ Р 55386);

2)    объекты смежных прав:

-    содержание БД (по ГОСТ Р 55386),

-    исполнения (по ГОСТ Р 55386),

-    фонограммы (по ГОСТ Р 55386),

-    сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) (по ГОСТ Р 55386),

4