ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И
МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
РОССИИСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ
Р
53907-2010
|
Глобальная
навигационная спутниковая система
ПОДСИСТЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
Общие
положения.
Термины и определения
|
Москва
Стандартинформ
2011
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», а правила применения национальных стандартов ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о
стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным
унитарным предприятием «ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 363 «Радионавигация»
3 УТВЕРЖДЕН
И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 9 ноября 2010 г. № 352-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об
изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе «Национальные стандарты»,
а текст изменений и поправок
- в ежемесячно издаваемых информационных
указателях «Национальные стандарты». В
случае пересмотра, замены или
отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно
издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются
также в информационной системе общего
пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети
Интернет
Содержание
1 Область
применения. 2
2 Нормативные
ссылки. 3
3 Общие
положения. 3
4 Термины
и определения. 4
Алфавитный
указатель терминов. 5
Приложение
А (справочное) Термины и определения
общетехнических понятий, необходимых для понимания текста настоящего стандарта. 5
Библиография. 6
|
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном
порядке, отражающем систему понятий в области железнодорожных дифференциальных подсистем
глобальной навигационной спутниковой системы.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых
скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием
на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него
точкой с запятой.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте
приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне
стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
Приведенные определения при необходимости можно изменить, вводя
в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая
объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем
и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения общетехнических понятий, необходимые для
понимания текста настоящего стандарта, приведены в приложении А.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие
формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, -
светлым шрифтом.
ГОСТ Р 53907-2010
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глобальная
навигационная спутниковая система
ПОДСИСТЕМЫ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
Общие
положения. Термины и определения
Global
navigation satellite system. Railway differential
subsystems.
General concepts. Terms and definitions
Дата
введения - 2011-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения, термины и определения
понятий в области железнодорожных дифференциальных подсистем (ЖД ДПС), входящих
в состав ДПС глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС).
Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для
применения во всех видах документации и литературы по ЖД ДПС ГНСС, входящих в сферу
работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие
стандарты:
ГОСТ
Р 52866-2007 Глобальная навигационная спутниковая система. Станция контрольно-корректирующая
локальная гражданского назначения. Технические требования
ГОСТ
Р 52928-2008 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому
информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться
заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Общие положения
Одним из способов улучшения точности определения местоположения
с ГНСС является дифференциальный режим навигации, для которого определяются дифференциальные
поправки с помощью дифференциальных подсистем или так называемых функциональных
дополнений ГНСС [ГОСТ
Р 52928].
Функциональное дополнение ГНСС - комплекс технических и программных
средств, предназначенных для обеспечения потребителя ГНСС дополнительной информацией,
позволяющей повысить точность определения пространственных координат, составляющих
скорости движения и поправки часов.
Дифференциальная подсистема ГНСС предназначена для реализации
дифференциальной навигации [ГОСТ
Р 52928].
Железнодорожная дифференциальная подсистема ГНСС предназначена
для реализации дифференциальной навигации на подвижном составе, вспомогательных
средствах, у других потребителей в пределах соответствующей железнодорожной инфраструктуры.
Наземные ДПС ГНСС включают следующие основные элементы:
- станцию контрольно-корректирующую (СКК);
- станцию мониторинга дифференциальных поправок;
- станцию передачи дифференциальных поправок и сигналов предупреждения.
СКК ДПС ГНСС представляет собой [ГОСТ
Р 52928] комплекс радиоэлектронных и технических средств, расположенных в точке
с известными координатами, с помощью которых осуществляются прием и обработка радионавигационных
сигналов навигационных космических аппаратов (КА) ГНСС, вычисление поправок к пространственным
координатам точки и передача их по каналам связи потребителю ГНСС для повышения
точности определения пространственных координат при нахождении потребителя ГНСС
в зоне действия дифференциальных поправок.
Станция мониторинга дифференциальных поправок контролирует их
качество. Обобщенная информация формируется в едином формате и передается потребителю
по одному из доступных каналов связи.
К наземным ДПС ГНСС относятся локальные и региональные ДПС различного
назначения - морские, авиационные, геодезические, железнодорожные и специальные.
В локальных ДПС ГНСС дифференциальные поправки используют в пределах
от 50 до 200 км от СКК ДПС ГНСС [ГОСТ
Р 52928].
В региональных ДПС ГНСС дифференциальные поправки используют
в пределах от 400 до 2000 км от СКК ДПС ГНСС [ГОСТ
Р 52928]. Региональные ДПС предназначены для навигационного обеспечения отдельных
регионов континента, моря, океана, они могут иметь в своем составе одну или
несколько СКК.
В широкозонных ДПС ГНСС дифференциальные поправки используют
в пределах от 2000 до 5000 км от СКК ДПС ГНСС [ГОСТ
Р 52928], они включают наземный и космический сегменты.
Наряду с морскими, авиационными и геодезическими ДПС в России
активно разрабатываются и железнодорожные ДПС ГНСС, т. к. в пределах соответствующей
железнодорожной инфраструктуры, где нет других ДПС, позволяют обеспечить:
- требуемую целостность ГНСС;
- требуемую доступность ГНСС;
- необходимую непрерывность навигационных определений;
- требуемую точность навигационных определений.
Поэтому особенно актуальной является задача стандартизации используемых
терминов и определений для железнодорожной ДПС ГНСС.
СКК железнодорожной дифференциальной подсистемы ГНСС состоит
из следующих модулей [ГОСТ
Р 52866]:
- опорной станции (СО);
- станции интегрального контроля (СИК);
- станции контроля (СК).
СКК ЖД ДПС ГНСС работает по навигационным радиосигналам, предназначенным
для гражданских пользователей системы ГЛОНАСС, утвержденным в интерфейсных контрольных
документах [1].
Набор обрабатываемых навигационных радиосигналов должен быть согласован с заказчиком.
Форматы корректирующей информации должны соответствовать требованиям стандартов
RTCM [2].
4 Термины и определения
1 корректирующая информация;
КИ: Данные, содержащие дифференциальные поправки к измеряемым навигационным
параметрам и другие сообщения, используемые в навигационной аппаратуре потребителя
для повышения точности и надежности навигационных определений.
2 дифференциальная поправка:
Данные об ошибках, допускаемых потребителями ГНСС при решении навигационных
задач, передаваемые в виде дополнения к навигационной информации.
3 железнодорожная дифференциальная
подсистема ГНСС; ЖД ДПС ГНСС: Подсистема, входящая
в глобальную навигационную спутниковую систему, предназначенная для реализации дифференциальной
навигации на подвижном составе, вспомогательных средствах, у других потребителей
в пределах соответствующей железнодорожной инфраструктуры в ограниченном географическом
районе.
4 контрольно-корректирующая
станция железнодорожной дифференциальной
подсистемы ГНСС; СКК ЖД ДПС ГНСС: Комплекс радиотехнических
и программно-вычислительных средств, осуществляющий формирование КИ для ЖД ДПС ГНСС
и контролирующий качество функционирования в пределах соответствующей железнодорожной
инфраструктуры в ограниченном географическом районе.
5 опорная станция;
СО: Радиотехническое средство, входящее в состав СКК ЖД ДПС ГНСС, устанавливаемое
в точке с известными координатами и предназначенное для определения дифференциальных
поправок и формирования КИ.
6 станция интегрального
контроля; СИК: Радиотехническое средство, входящее в состав
СКК ЖД ДПС ГНСС, предназначенное для непрерывного контроля КИ, вырабатываемой СО,
и целостности передаваемой КИ.
7 контрольная
станция; СК: Радиотехническое средство, входящее в состав СКК
ЖД ДПС ГНСС и предназначенное для оперативного контроля состояния и управления функционированием
СКК и средствами передачи КИ.
8 целостность
ГНСС: Способность глобальной навигационной спутниковой системы
выдавать потребителям ГНСС своевременное и достоверное предупреждение в тех случаях,
когда какие-либо из ее навигационных космических аппаратов нельзя использовать по
целевому назначению в полном объеме.
[ГОСТ
Р 52928-2008, статья 12]
9 непрерывность
навигационного обслуживания потребителя
ГНСС: Способность глобальной навигационной спутниковой системы
осуществлять навигационное обслуживание потребителей ГНСС в течение заданного интервала
времени без отказов и перерывов.
[ГОСТ
Р 52928-2008, статья 15]
10 эксплуатационная
готовность ГНСС (Нрк. доступность):
Способность глобальной навигационной спутниковой системы обеспечивать проведение
нацигационнных определений в заданный момент времени.
[ГОСТ
Р 52928-2008, статья 17]
11 точность
навигационных определений ГНСС: Точность
определения пространственных координат, составляющих скорости движения и поправки
часов, доступная любому потребителю ГНСС.
Алфавитный указатель терминов
готовность ГНСС эксплуатационная
|
10
|
доступность
|
10
|
ЖД ДП СГНСС
|
3
|
информация корректирующая
|
1
|
КИ
|
1
|
непрерывность навигационного обслуживания потребителя ГНСС
|
9
|
подсистема ГНСС железнодорожная дифференциальная
|
3
|
поправка дифференциальная
|
2
|
сик
|
6
|
ск
|
7
|
скк жд дпс гнс
|
4
|
со
|
5
|
станция железнодорожной дифференциальной подсистемы ГНСС
контрольно-корректирующая
|
4
|
станция интегрального контроля
|
6
|
станция контрольная
|
7
|
станция опорная
|
5
|
точность навигационных определений ГНСС
|
11
|
целостность ГНСС
|
8
|
Приложение А
(справочное)
Термины и определения общетехнических
понятий,
необходимых для понимания текста настоящего стандарта
А.1 дифференциальная навигация: Режим
навигационных определений, заключающийся в определении местоположения пункта с известными
координатами с целью определения дифференциальных поправок с последующей передачей
по каналу связи этой информации потребителю навигационной системы для повышения
точности определения его местоположения.
А.2 навигационная задача: Задача,
заключающаяся в определении пространственных координат, составляющих скорости движения
и поправки часов потребителя навигационной спутниковой системы.
А.3 навигационная информация: Сведения,
прямо или косвенно используемые для определения пространственных координат, составляющих
скорости движения и поправки часов потребителя навигационной спутниковой системы.
А.4 навигационное определение с
помощью навигационной спутниковой системы:
Процесс измерения и обработки радионавигационных сигналов, излучаемой аппаратурой,
установленной на навигационных КА, в результате которого получают пространственные
координаты, составляющие скорости движения и поправку часов потребителя в заданной
системе координат.
А.5 радионавигационный сигнал: Сигнал
навигационной спутниковой системы, содержащий навигационную информацию.
А.6 навигационное сообщение: Сообщение,
поступающее потребителю с навигационного КА, содержащее навигационную информацию.
Библиография
[1]
Глобальная навигационная спутниковая
система ГЛОНАСС. Интерфейсный контрольный документ. Редакция 5.1; -М.:
РНИИКП,2008
[2] Стандарты, рекомендованные Специальным комитетом № 104
Радиотехнической комиссии по морским службам для функционирования
дифференциальной ГНСС, версии 2.2,2.3,3.1 (RTCM Recommended Standards for Differential GNSS
Service, Version 2.2; RTCM
10402.3 RTCM Recommended
Standards for Differential GNSS Service, Version
2.3; RTCM 10403.1, Differential GNSS Services, Version
3)
Ключевые
слова: глобальная навигационная спутниковая система, дифференциальная
подсистема ГНСС, железнодорожная дифференциальная подсистема, дифференциальные
поправки, корректирующая информация, станция контрольно-корректирующая