ГОСТ Р 51960-2002 (ИСО 789-11:1996)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕМетод оценки управляемости
И мание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 «Тракторы»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 ноября 2002 г. № 431-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта ИСО 789-11:1996 «Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть II. Характеристики управляемости колесных тракторов» и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны, выделенные курсивом
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© И ПК Издательство стандартов, 2003
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве офипиазьного издания без разрешения Госстандарта России
II
ГОСТ Р 51960-2002
Содержание
1 Область применения....................................................... I
2 Нормативные ссылки...................................................... I
3 Определения............................................................. I
4 Средства измерений, измеряемые показатели, допускаемые погрешности измерений...... I
5 Требования к испытательной площадке и испытуемому трактору.....................2
6 Метол оценки управляемости................................................2
7 Отчет об испытаниях.......................................................4
Приложение А Отчет об испытаниях............................................5
Приложение Б Библиография.................................................7
III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ
Метол оценки управляемости
Agricultur.il wheeled tractors.
Steering capability test procedure
Дата введения 2004—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные колесные тракторы и устанавливает метол оценки их упраазясмости.
Требования стандарта являются обязательными, за исключением 5.2.3 и пршожения А.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 51%1— 2002 (ИСО 10998:1995) Тракторы сельскохозяйственные колесные. Требования к рулевому упраатснию
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 усилие управления па рулевом колесе: Сила сопротивления перемещению рулевого колеса при воздействии на него оператора для изменения направления движения трактора (ГОСТ I* 51961).
3.2 управляемость трактора: Свойство трактора реагировать на действия оператора, направленные на сохранение или изменение направления движения.
4 Средства измерений, измеряемые показатели, допускаемые погрешности измерений
4.1 Средства итмерений
Рулетка.
Динамометр.
Секундомер.
Манометр.
4.2 И (меряемые пока (aie.ni и допускаемые погрешности и(мсрений
Время — ± 0.2 с.
Расстояние, м — ± 0.5 %.
Усилие. Н - ± I %.
Масса, кг — ± 0.5 %.
Давление. кПа — ±2%.
И паши официальное
5 Требования к испытательной площадке и испытуемому трактору
5.1 Требования к испытательной площадке
5. /. I Ра мер тощадки должен обеспечивать выполнение трактором ладанного движения по траекториям, сопрягаемым с окружностями радиусом 12 м. приведенным на рисунках / и 2.
5.1.2 Поверхность площадки должна иметь твердое покрытие, обеспечивающее необходимое сцепление шин и невозможность се разрушения шинами при повороте трактора, а также должна быть сухой: уклон площадки в любом направлении нс должен превышать 3 %.
5.2 Требования к испытуемому трактору
5.2.1 Параметры всех элементов трактора, связанных с рулевым управлением, должны соответствовать требованиям изготовителя.
5.2.2 Распределение массы балласта должно создавать максимальное сопротивление вращению рулевого колеса и быть в пределах, указанных изготовителем.
5.2.3 Усилие на рулевом колесе трактора, имеющего набор шин различного размера, рекомендуется определять с использованием шин наибольшего диаметра или шин с максимальной несущей способностью при максимальной расчетной скорости, предусмотренной изготовителем.
5.2.4 Давление в шинах должно соответствовать указанному изготовителем для движения трактора в транспортном режиме с максимальной расчетной скоростью.
5.2.5 Блокировка дифференциала при испытаниях должна быть отключена.
6 Метод оценки управляемости
6.1 Управляемость трактора оценивается выполнением требований к рулевому управлению, установленных в ГОСТ Р 51961. в том числе усилием на органе рулевого управления при движении трактора:
- с исправным рулевым управлением — по траектории |1|, приведенной на рисунке 1 и в таблице I. имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором за 5 с:
Рисунок I — Траектории движения трактор;! с исправным рулевым управлением (время движения — 5 с)
2
ГОСТ I» 51960-2002
Таблица I
В метрах |
У |
X(поворот направо) |
X ( поворот IliMCIW) |
Примечание |
0.00 |
0.00 |
25.33 |
Стартовая точка |
1.39 |
0.003 |
25.32 |
— |
2.78 |
0.02 |
25.30 |
— |
4.17 |
0.07 |
25.25 |
— |
5.56 |
0.17 |
25.15 |
— |
6.93 |
0.33 |
24.99 |
— |
8.30 |
0.58 |
24.75 |
— |
9.64 |
0.91 |
24.41 |
— |
10.96 |
1.36 |
23.97 |
— |
12.23 |
1.92 |
23.40 |
— |
13.43 |
2.62 |
22.71 |
Финишная точка |
|
- с рулевым управлением в аварийном состоянии — по траектории 111. приведенной на рисунке 2 и в таблице 2. имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором ад 8 с.
II р и м сч а н и с — Аварийное состояние рулевых управлении с усилителем и ссрвоприволом имитируется отключением источника энергии.
/. S— направление движения трактора перед выемом на траекторию: 2. 7— стартовые точки движения по траекториям: J— траектория поворота трактора направо: 4. 5 —финишные точки движения по траекториям: 6— траектория поворота
трактора налево: АЛ — стартовая линия
Рисунок 2 — Траектории движения трактора с рулевым управлением в аварийном состоянии
(время движения — 8 с)
3
Табл и и а 2
В метрах |
У |
Л (попорот напрапо) |
X (попорот нале по) |
Примечание |
0.00 |
0.00 |
27.33 |
С lap юная точка |
1.35 |
0.002 |
27.325 |
— |
2.70 |
0.01 |
27.31 |
— |
4.05 |
0.04 |
27.29 |
— |
5.40 |
0.1 |
27.23 |
_ |
6.75 |
0.19 |
27.13 |
— |
8.09 |
0.33 |
27.00 |
— |
9.42 |
0.53 |
26.80 |
— |
10.75 |
0.79 |
26. Я |
— |
12.06 |
1.12 |
26.21 |
— |
13.34 |
1.53 |
25.80 |
_ |
14.6 |
2.02 |
25.31 |
— |
15.81 |
2.61 |
24.72 |
— |
16.97 |
3.30 |
24.03 |
— |
18.07 |
4.09 |
23.24 |
_ |
19.09 |
4.98 |
22.35 |
— |
20.01 |
5.96 |
21.36 |
— |
20.39 |
6.45 |
20.88 |
Финишная точка |
|
6.2 Трактор должен двигаться со скоростью (10 ± I) км/ч по траекториям, указанным на рисунках I и 2, при повороте направо — левым передним колесом, при повороте налево — правым передним колесом. Перед выездом на траекторию трактор должен иметь указанную скорость и положение, соответствующее прямолинейному движению.
6.3 Измерения начинают с момента пересечения передними колесами трактора линии АЛ и заканчивают в момент достижения передними колесами точки сопряжения с окружностью радиусом 12 м (точки 4 и 5).
6.4 Уааие управгения на рулевом колесе трактора, имеющего принт) передних колес, определяют как при включенном, так и при выклиненном прив<и)е.
6.5 Все измерения следует проводить не менее трех раз при повороте трактора как направо, так и шиево.
6.6 Контроль за фактической траекторией движения трактора и за отклонением ее от траектории. обозначенной разметкой, следует осуществлять но следу маркировочного устройства.
7 Отчет об испытаниях
7.1 Результаты испытаний должны быть приведены в отчете, форма которого приведена в приложении А.
7.2 В отчете об испытаниях должны быть указаны:
- наименование и адрес предприятия-изготовителя;
- марка, модель, тяговый класс трактора:
- тип рулевого управления;
- эксплуатационная масса испытуемого трактора с учетом балласта (при наличии):
- распределение эксплуатационной массы трактора но осям:
- сведения о колесах: общее число колее, число ведущих колес, использование колее со сдвоенными шинами и лр.;
- сведения о шинах: маркировка, размеры, давление воздуха в шинах и лр.;
- дата и место проведения испытаний:
- условия испытаний;
- значение усилия управления на рулевом колесе;
- время прохождения заданной траектории.
4
ГОСТ I* 51960-2002
ПРИЛОЖЕНИЕ A (рекомендуемое)
Отчет об испытаниях
Л.1 Трактор
Наименование и адрес предприятия-изготовителя
Марка гракгора
Модель
Масса трактора, представленного для испытаний (включая балласт):
Масса, приходящаяся на переднюю ось. Масса, приходящаяся на синюю ось.
кг _ кг_
Общая масса трактора, кг Сведения о балласгс Л.2 Ведущие колеса
Два_ Четыре
Другие характеристики Л.3 Шины и колеса
Размеры шин передних задних
О ппмриыс или сдвоенные Давление в нишах, к Па Л.4 Рулевой чеханизч
С поворошим и кулаками, вращающимися вокруг шкворней, закрепленных на концах оси
С шарнирно-сочлененной рамой Специальные зле менты рулевого упрактения Тип рулевого управления (ГОСТ Р 51%1):
Ручное С усилителем С сервоприводом Другое
Л.5 Усилие управления на рулевом колесе и время для достижения точки сопряжения траектории с окружностью радиусом 12 м при скорости (10 ± I) км/ч
Табл и и а А. I
Режим работы трактора |
Усилие на рулевом колесе. И |
Время прохождения калиной траектории, с |
При исправном рулевом управлении: поворот налево попорот направо |
|
|
При имитации неисправности источника энергии:
поворот матово поворот направо |
|
|
Замечания И «мсрсним проводил Место проведения испытаний Дата проведения испытаний
6
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное)
Библиография
|1| С.А. Иофинов «Технология произволства тракторных работ». Ссльхозги). 1959