ГОСТ Р 51081-97 (ИСО 7176-8-96)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ НА СТАТИЧЕСКУЮ, УДАРНУЮ И УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
ГОСТ Р 51081-97
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России и государственным научно-производственным предприятием (ГНПП) “Медоборудование” по федеральной комплексной программе “Социальная поддержка инвалидов”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 59
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 “Технические средства для инвалидов”
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 июля 1997 г. № 262
4 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7176-8—96 “Кресла-коляски. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность”, за исключением раздела 3 и пункта 5.2
© ИПК Издательство стандартов, 1997
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
II
/ — винтовой стержень; 2 — прокладка 0 (50±10) мм; 3 — шар, наполненный свинцовой дробью диаметром (3,5±1) мм, с покрытием из пенопласта со следующими характеристиками: плотность (75±15) кг/м3, твердость (325±60) Н, сферичность ±20 мм.
Общая масса шара (25±0,5) кг
Примечание — Допускается до 50% изменение длины стержня и массы маятника при сохранении момента количества движения.
Рисунок 3 — Маятник для испытания спинки кресла-коляски
на ударную прочность
|
1 — стальная труба; 2 — стальной блок; 3 — центр удара
Рисунок 4 — Маятник для испытания ручного обода на ударную прочность |
5.2.8 Испытательные манекены по ГОСТ Р ИСО 7176-11 со следующими изменениями:
Голеностопную секцию манекена массой 100, 75, 50 кг заменяют двумя секциями, конструкция которых позволяет быстро прикрепить их к опорам стопы кресла-коляски. Характеристики секции:
а) масса — (3,5 ± 0,5) кг;
б) высота центра тяжести над опорой стопы кресла-коляски — (20 ± 2) мм.
Примечание — Могут быть использованы два стальных блока с размерами каждого 75 х 150 х 40 мм.
5.2.9 Стенд для испытаний на усталостную прочность (двухвалковый испытательный стенд).
Стенд состоит из двух вращающихся цилиндрических барабанов диаметром (250 ± 25) мм, на которых укрепляют по две стандартные планки (рисунок 5).
Допускается использование барабанов другого диаметра, значение которого может отличаться не более чем на 30%, при условии сохранения линейной скорости поверхности вращения барабана.
Планки изготовляют из металла или другого прочного материала длиной, обеспечивающей контакт с одним колесом кресла-коляски.
Планки закрепляют на поверхности барабана параллельно его оси и монтируют так, чтобы угол между планками составлял 180° (рисунок 5).
Барабаны должны быть расположены так, чтобы их оси были параллельны в горизонтальной плоскости и разделены между собой расстоянием, равным базе колес испытываемого кресла-коляски.
Скорости барабанов должны быть отрегулированы так, чтобы линейная скорость поверхности вращения переднего барабана на (2—7)% превосходила линейную скорость поверхности вращения заднего барабана, значение которой должно составлять (1,0 ± 0,1) м/с .
5.2.10 Устройство для испытания кресла-коляски на прочность при его падении.
Устройство должно обеспечить падение кресла-коляски с высоты (50 ± 5) мм на жесткую горизонтальную плоскость. При этом колеса кресла-коляски должны вращаться так, чтобы нагрузка приходилась на различные сегменты колес, а кресло-коляска должно находиться в неподвижном состоянии перед каждым падением.
5.2.11 Устройство, удерживающее кресло-коляску от опрокидывания.
Кресло-коляску удерживают от опрокидывания размещением специальных стержней поперек тазобедренной секции манекена или сиденья кресла-коляски (рисунок 6). Стержни должны только слегка
10
|
] — барабан; 2 — планка
Рисунок 5 — Двухвалковый испытательный стенд |
а) — кресло-коляска с испытательным б) — кресло-коляска без испытательно-
манекеном го манекена
Рисунок 6 — Устройство, удерживающее кресло-коляску от опрокидывания
касаться манекена или сиденья и не создавать усилий (допускаются другие виды крепления).
Другие виды крепления (ленты, тканевый материал и т.п.) накладывают вместо стержней; приложение каких-либо дополнительных усилий и складывание кресла-коляски не допускаются.
5.2.12 Устройство закрепления кресла-коляски, исключающее движение кресла-коляски вперед и назад в процессе проведения испытаний на статическую и ударную прочность, не допуская при этом приложение каких-либо дополнительных усилий к колесам кресла-коляски.
5.2.13 Угломер с нониусом по ГОСТ 5378.
5.3 Порядок подготовки кресла-коляски для испытаний
5.3.1 Кресло-коляска должно быть оснащено подлокотниками и подножкой с опорами стопы, кроме съемных ремней и подушек на сиденье.
Примечание — Аккумуляторные батареи могут быть заменены другим предметом аналогичной массы с допуском ±1 кг.
5.3.2 Если кресло-коляска оснащено пневматическими шинами, то давление воздуха в них должно соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.
12
ГОСТ Р 51081-97
Если установлен диапазон давлений, то следует выбирать максимальное значение.
5.3.3 Кресло-коляску устанавливают в рабочее положение в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя.
Если такие рекомендации предприятием-изготовителем не установлены, то кресло-коляску устанавливают в последовательности по
5.2 ГОСТ Р 51082.
5.4Выбор и размещение испытательных манекенов
5.4.1 Выбор и размещение испытательных манекенов проводят следующим образом:
а) определяют угол наклона спинки кресла-коляски по ГОСТ Р 51082;
б) выбирают испытательный манекен в зависимости от массы пользователя креслом-коляской (таблица 1);
в) устанавливают манекен по центру сиденья кресла-коляски так, чтобы угол наклона спинной секции манекена совпал с углом наклона спинки кресла-коляски с допуском ± 3°;
г) для кресла-коляски с составной опорой стопы голеностопные секции манекена располагают по центру каждой опоры.
Для кресла-коляски со сплошной опорой стопы голеностопные секции манекена располагают рядом по центру опоры стопы.
Примечание — В манекене массой, значение которой составляет 25 кг, отсутствуют голеностопные секции;
д) голеностопные секции манекена крепят к опоре стопы кресла-коляски.
5.5 Испытания на статическую прочность
5.5.1 Испытания проводят на статическую нагрузку, указанную в таблице 1. При отсутствии в документации на кресло-коляску специальных указаний, испытание проводят однократным приложением испытательной нагрузки в течение 5—10 с.
5.5.2 Для нагружения плоской или вогнутой поверхности деталей кресла-коляски шириной более 20 мм используют выпуклую пластину, а для нагружения выпуклой или плоской поверхности деталей кресла-коляски шириной менее 20 мм используют вогнутую пластину (рисунок 1).
5.5.3 Испытание подлокотников кресла-коляски статической нагрузкой, приложенной сверху вниз.
5.5.3.1 Испытание имитирует действия пользователя при вставании.
5.5.3.2 Испытания проводят одновременным приложением к каждому подлокотнику испытательной нагрузки Ft (таблица 1) в направлении сверху вниз, как показано на рисунке 7. Допускается изменение угла наклона линии нагрузки F{ при сохранении действующей горизонтальной составляющей силы
|
1 — точка приложения испытательной нагрузки
Рисунок 7 — Точки приложения испытательной нагрузки к подлокотникам
кресла-коляски, направленной вниз |
5.5.4 Испытание опоры стопы кресла-коляски и скутера статической нагрузкой, приложенной сверху вниз
5.5.4.1 Испытание имитирует действие пользователя при вставании.
5.5.4.2 Испытание проводят приложением испытательной нагрузки Fi (таблица 1) в направлении сверху вниз, как показано на рисунке 8.
5.5.4.3 Для плоских опор стопы и опор стопы, имеющих две или более шины для нагружения используют выпуклую пластину, а для опор стопы, имеющих одну шину, — вогнутую пластину (рисунок 1).
5.5.4.4 Для шитых опор стопы или конструкций, не имеющих плоскую поверхность для опоры стопы, прилагают нагрузку под углом 15° ± 3 % по направлению к сиденью от вертикали (рисунок 8).
|
Типй
Тип Ж
Рисунок 8 — Точки приложения испытательной нагрузки к различным типам опоры стопы кресла-коляски, направленной вниз |
типе
5.5.4.5 Для составных опор стопы нагрузку прилагают к каждой опоре стопы поочередно.
|
Рисунок 9 — Точки приложения испытательной нагрузки на площадку
опоры стопы скутера |
5.5.4.6 К скутерам нагрузку прилагают поочередно на всей поверхности, обозначенной на рисунке 9.
5.5.5 Испытание рычагов наклона кресла-коляски статической нагрузкой, приложенной сверху вниз
5.5.5.1 Испытание имитирует действия сопровождающего лица при нажиме ногой на рычаг для наклона кресла-коляски с пользователем в нем, либо при нажиме ногой на любой выступ на задней части кресла-коляски, используемый как рычаг, наклоняющий кресло-коляску назад на задние колеса.
5.5.5.2 Испытание проводят последовательным приложением к каждому рычагу наклона (выступу на задней части кресла-коляски) испытательной нагрузки (таблица 1) в направлении сверху вниз, как показано на рисунке 10.
5.5.6 Испытание ручек спинки кресла-коляски статической нагрузкой, направленной вдоль оси ручек (стягивающее усилие)
Примечание — Испытание не проводят для кресла-коляски с ручкой-перекладиной.
5.5.6.1 Испытание имитирует явление соскальзывания (стягивания) с ручек для толкания кресла-коляски, когда сопровождающее
16
|
Рисунок 10 — Точка приложения испытательной нагрузки к рычагам наклона кресла-коляски |
лицо перемещает кресло-коляску с пользователем в нем вниз по спуску (лестнице).
5.5.6.2 Испытание проводят одновременным приложением к каждой ручке отдельно испытательной нагрузки F4 (таблица 1), направленной вдоль ручки, как показано на рисунке 11. При этом соскальзывание (стягивание) ручек не допускается.
В процессе проведения испытания не должно возникать радиальной, сжимающей и закручивающей нагрузки, действующей на ручку, для чего необходимо установить ограничитель, обеспечивающий поддержку ручки (рисунок 11).
5.5.7 Испытание подлокотников кресла-коляски статической нагрузкой, приложенной снизу вверх
17
ГОСТ Р 51081-97
Содержание
1 Область применения................................ 1
2 Нормативные ссылки................................ 1
3 Определения...................................... 2
4 Технические требования............................. 2
5 Методы испытаний................................. 2
5.1 Общие положения............................... 2
5.2 Испытательное оборудование и средства измерения..... 5
5.3 Порядок подготовки кресла-коляски для испытаний .... 12
5.4 Выбор и размещение испытательных манекенов....... 13
5.5 Испытания на статическую прочность............... 13
5.6 Испытания на ударную прочность.................. 19
5.7 Испытания кресел-колясок на усталостную прочность . . 31
6 Оценка результатов испытаний....................... 35
III
а) и б) — варианты исполнения устройств к ручкам кресла-коляски для приложения испытательной нагрузки
1 — ограничитель; 2 — шина; 3 — ребристая стропа
Рисунок 11 — Точки приложения испытательной нагрузки
к ручкам кресла-коляски
ГОСТ Р 51081-97 (ИСО 7176-8-96)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность
Wheelchairs.
Technical requirements and test methods for static, impact and fatigue strengths
Дата введения 1998-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным и электроприводом и скутера, обеспечивающие передвижение пользователя массой не более 100 кг внутри и вне помещений со скоростью не более 15 км/ч.
Настоящий стандарт не распространяется на кресла-коляски, колеса которых располагаются на более чем двух осях (например, при “ромбовидной” конфигурации).
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 5378-88 Угломеры с нониусом. Технические условия
ГОСТ Р 50653-94 Кресла-коляски. Термины и определения
ГОСТ Р 50732-95 Кресла-коляски с электроприводом. Методы определения максимальной скорости, ускорения и торможения
ГОСТ Р 50924-96 Кресла-коляски с электроприводом. Методы испытаний для определения потребляемой электрической энергии
ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 Кресла-коляски. Испытательные манекены.
ГОСТ Р 51082-97 Кресла-коляски. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса
Издание официальное
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 50653.
4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Кресло-коляска (скутер) должно быть исправным в процессе и после воздействия ударных нагрузок, связанных с резкой посадкой или падением пользователя на сиденье, столкновением кресла-коляски с барьером, опрокидыванием кресла-коляски, преодолением препятствий в виде выемок и выступов, и статических нагрузок, указанных в таблице 1, и отвечать следующим требованиям:
а) кресло-коляска (скутер), его составные части и детали не должны обнаруживать какой-либо остаточной деформации, могущей ухудшить эксплуатационные свойства кресла-коляски (скутера) или механизма (механизмов) регулирования, значения параметров которых должны соответствовать требованиям, установленным предпри-ятием-изготовителем;
б) в резьбовых соединениях, стопорных штифтах не должно изменяться усилие затяжки, установленное предприятием-изготовителем;
в) в подвижных соединениях не должно быть заеданий;
г) все регулируемые составные части и детали кресла-коляски не должны требовать регулирования или переустановки, кроме опор стопы, для которых допускается регулирование;
д) все съемные, складывающиеся и (или) регулируемые составные части, а также электрооборудование (при его наличии) кресла-коляски должны функционировать в соответствии с требованиями, установленными предприятием-изготовителем;
е) все электрические разъемы должны обеспечивать надежный контакт.
5 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1 Общие положения
5.1.1 Испытания кресла-коляски (скутера) на статическую, ударную и усталостную прочность проводят в процессе приемочных, квалификационных, типовых, периодических и сертификационных испытаний.
5.1.2 Испытания проводят в следующей последовательности:
1) Испытания на статическую прочность.
2) Испытания на ударную прочность (проводят в любом порядке).
2
ГОСТ Р 51081-97
3) Испытания на усталостную прочность на двухвалковом испытательном стенде.
4) Испытание на усталостную прочность при падении кресла-коляски.
5.1.3 Испытания на статическую прочность предназначены для определения прочности кресла-коляски (скутера) и его элементов в условиях статической нагрузки.
5.1.4 Испытания на ударную прочность предназначены для определения прочности кресла-коляски (скутера) и его элементов в условиях ударных нагрузок, возникающих при откидывании сидящего в нем пользователя назад, столкновением кресла-коляски (скутера) с барьером, опрокидыванием кресла-коляски, преодолением препятствий в виде резких выемок и выступов.
5.1.5 Кресло-коляска (скутер) должно быть проверено непосредственно перед и после каждого вида испытания.
При обнаружении в процессе проверки любого видимого повреждения испытание прерывают для выяснения причин повреждения и его устранения.
Обнаруженное повреждение регистрируют. Допускается исправление повреждения, но при этом в журнале испытаний делают отметку с указанием этапа проводимого испытания, а при усталостных испытаниях указывают число циклов, завершенных к моменту появления повреждения.
5.1.6 После проведения испытаний проверяют функционирование кресла-коляски, для чего определяют:
а) усилие, необходимое для перемещения кресла-коляски;
б) возможность кресла-коляски складываться;
в) возможность снятия и установки сменных элементов;
г) возможность регулирования элементов.
5.1.7 Запись измерений и наблюдений проводят после каждого испытания.
5.1.8 При проведении испытаний на нескольких креслах-колясках одного типа результаты испытаний должны быть усреднены.
5.2 Испытательное оборудование и средства измерения
5.2.1 Нагружающее устройство, обеспечивающее нагрузки, значения которых составляют от 15 до 2000 Н±3%.
5.2.2 Вогнутая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины (рисунок 1).
5.2.3 Выпуклая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины (рисунок 1).
5
50±3
|
1 — вогнутая пластина; 2 — выпуклая пластина; 3 — нагружающая поверхность Рисунок 1 — Нагружающие пластины |
5.2.4 Твердая горизонтальная испытательная площадка соответствующего размера; во время проведения испытаний прогиб площадки не должен быть более 5 мм.
5.2.5 Маятник для испытания спинки кресла-коляски на ударную прочность (рисунок 2 или 3).
5.2.6 Маятник для испытания ручного приводного обода кресла-коляски на ударную прочность (рисунок 4).
Система подвески маятника должна обеспечить его поворот на 90°.
5.2.7 Маятник для испытания поворотных колес и опор стопы кресла-коляски на ударную прочность со следующими характеристиками:
а) общая масса (10 ± 0,25 ) кг;
б) расстояние от оси вращения до центра удара (1000 ± 2) мм;
в) расстояние от оси вращения до центра удара определяют по формуле
(1)
где d — расстояние от оси вращения до центра удара, м;
I — инерция маятника вокруг оси вращения, кг/м2;
Lg — расстояние от оси вращения до центра тяжести, м;
т — масса маятника, кг.
Примечание — Для данного вида испытаний может быть использован маятник для испытания ручного приводного обода на ударную прочность (5.2.6); допускается до 50% изменение длины стержня и массы маятника при сохранении момента количества движения.
6
|
1 — полиуретан (плотность 1150 кг/м3, твердость 80 единиц Шора, упругость 20%), 2 — сталь |
Примечание — Допускается до 50% изменение длины стержня И массы маятника при сохранении момента количества движения.
Рисунок 2 — Маятник для испытания спинки кресла-коляски
на ударную прочность