ГОСТ Р 50956-96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ
ПАССАЖИРСКИЕ
ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИНВАЛИДОВ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны»
2 ВНЕСЕН Госстандартом России
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. № 587
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область
применения. 1
2 Нормативные
ссылки. 2
3 Общие требования. 2
4 Требования к
пассажирскому купе. 2
5 Требования к
санузлу. 3
6 Требования к
коридору и тамбуру. 3
7 Требования к
подъемным устройствам.. 4
8 Требования к
системам сигнализации и связи. 4
9 Маркировка. 4
|
ГОСТ Р 50956-96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
Технические требования для перевозки
инвалидов
Passenger cars on locomotive traction of
main-line railways track 1520 mm. Technical requirements for carrying of
invalids
Дата введения 1997-07-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт
распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог колеи
1520 мм (далее - вагоны), предназначенные для перевозки, в том числе в
креслах-колясках, пассажиров-инвалидов, состояние здоровья которых ограничивает
их способность к передвижению.
Требования стандарта
являются обязательными.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50602-93
Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры
ГОСТ
Р 50603-93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на
характеристиках внешнего вида
ГОСТ
Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы,
минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота.
3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1 Для перевозки инвалидов должны использоваться специально изготовленные
для этих целей вагоны купейной планировки.
3.2 Конструкция вагонов должна удовлетворять требованиям безопасности,
комфорта и экологической чистоты, предусмотренных нормативным документом на
вагоны.
3.3 Пассажирские помещения для инвалидов должны располагаться в
противоположном от служебных помещений конце вагона и состоять из двухместного
купе, санузла, тамбура и соединяющего их коридора.
3.4 Тамбур, предназначенный для входа и выхода инвалидов, должен
оборудоваться подъемными устройствами с электро- или пневмоприводом для
возможности посадки и (высадки) инвалидов с обеих сторон вагона с высоких или
низких платформ.
3.5 Вагоны должны оборудоваться специальными средствами сигнализации,
информации и связи пассажира-инвалида с проводником.
4 ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРСКОМУ КУПЕ
4.1 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалида, должно
оборудоваться двумя спальными местами, расположенными в два яруса друг над
другом, подоконным столиком, откидной лестницей-стремянкой для подъема на
верхнюю полку, местом для размещения багажа и кресла-коляски.
4.2 Место для размещения кресла-коляски должно быть оборудовано
устройствами, препятствующими самопроизвольному перемещению заторможенной
коляски или ее опрокидыванию при разгоне и торможении поезда.
4.3 Планировка пассажирского купе, предназначенного для проезда инвалидов,
должна предусматривать наличие места для размещения кресла-коляски по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 50603, а также возможность ее свободного маневрирования в соответствии с
требованиями ГОСТ Р 50605.
4.4 Нижнее спальное место должно оборудоваться мягким или полумягким
диваном, конструкция которого позволяет осуществлять изменение угла наклона его
головной части в вертикальной плоскости и фиксацию ее в любом промежуточном
положении. Привод подъемного механизма должен действовать от рукоятки,
расположенной в зоне, доступной для инвалида.
Вдоль нижней поверхности
верхней полки должна быть установлена штанга с подвижными мягкими поручнями для
рук.
4.5 Нижнее и верхнее спальные места должны оборудоваться откидными
предохранительными устройствами, фиксирующимися в вертикальном положении и препятствующими
падению инвалида.
4.6 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно
оборудоваться задвижной входной дверью с размером проема в свету не менее 900
мм. Нижняя направляющая задвижной двери должна выступать над уровнем пола не более
30 мм.
4.7 Боковая стена пассажирского купе должна оборудоваться горизонтальными
поручнями на высоте 900 - 1100 мм и зеркалом на высоте 1000 - 1050 мм над
уровнем пола от его нижней кромки.
4.8 Выключатели общего и местного освещения ручка регулировки громкости
радиотрансляции, привод механизма светомаскировочной шторы должны располагаться
в зоне, доступной для инвалидов, на высоте не более 1400 мм над уровнем пола.
4.9 Пассажирское купе, предназначенное для проезда инвалидов, должно
оборудоваться аварийным выходом с надувным спуском.
5 ТРЕБОВАНИЯ К САНУЗЛУ
5.1 Санузел, предназначенный для инвалидов, располагается рядом с
соответствующим купе, должен оборудоваться унитазом, умывальником, зеркалом,
розеткой для электробритвы, специальными устройствами и приспособлениями для
инвалидов.
5.2 Планировка санузла, предназначенного для инвалидов, должна
предусматривать возможность свободного размещения и маневрирования
кресла-коляски по ГОСТ Р
50602, ГОСТ Р 50603, ГОСТ Р 50605.
5.3 Расположение унитаза должно обеспечивать возможность установки
кресла-коляски сбоку от него.
5.4 Туалетное помещение должно быть оборудовано устройствами для пересадки
инвалидов с коляски на унитаз.
5.5 К задней стене туалетного помещения в зоне расположения унитаза,
симметрично с обеих сторон, на высоте 800 мм от уровня пола должны крепиться
поворотные трубчатые поручни длиной не менее 650 мм. Расстояние между поручнями
600 мм. Поручни должны фиксироваться в рабочем положении и свободно
разворачиваться в горизонтальной плоскости. Допускается стационарная установка
одного из поручней.
5.6 Унитаз должен оборудоваться ножным и ручным приводами сливного
устройства.
5.7 Умывальная чаша должна располагаться на высоте 900 - 1000 мм над
уровнем пола. Под умывальной чашей должна быть предусмотрена ниша глубиной не
менее 150 мм и высотой не менее 300 мм от уровня пола.
5.8 Над умывальной чашей должно устанавливаться зеркало на высоте 1000 -
1050 мм над уровнем пола от его нижней кромки.
5.9 На боковой стене рядом с зеркалом должна устанавливаться розетка для
электробритвы на высоте не более 1300 мм над уровнем пола.
5.10 Дверь туалетного помещения должна иметь дверной проем размером в свету
не менее 900 мм. Дверной проем не должен иметь порога высотой более 30 мм.
6 ТРЕБОВАНИЯ К
КОРИДОРУ И ТАМБУРУ
6.1 Размеры помещений вагона в зоне расположения пассажирских помещений
для инвалидов должны устанавливаться с учетом ГОСТ Р 50605 и обеспечивать возможность свободного перемещения инвалида в
кресле-коляске и сопровождающего его лица между пассажирским купе, санузлом и
тамбуром.
6.2 Коридор вагона в зоне расположения пассажирских помещений для
инвалидов не должен иметь откидных сидений и аварийных окон-выходов.
6.3 Тамбурная дверь должна иметь дверной проем размером в свету не менее
900 мм и устройства для фиксации ее в открытом положении. Высота порога
тамбурной двери не более 30 мм.
6.4 Ширина тамбура, предназначенного для посадки и высадки
пассажиров-инвалидов, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50605.
6.5 Поверхность пола тамбура не должна быть скользкой.
6.6 Входные двери вагона должны иметь дверной проем размером в свету не менее
900 мм и устройства для их фиксации в открытом положении.
7 ТРЕБОВАНИЯ К
ПОДЪЕМНЫМ УСТРОЙСТВАМ
7.1 Тамбур вагона, предназначенный для посадки (высадки) инвалидов, должен
оборудоваться подъемными устройствами, обеспечивающими беспрепятственную
посадку (высадку) с обеих сторон вагона с высоких и низких станционных
платформ.
7.2 Подъемные устройства должны иметь грузоподъемность не менее 300 кг,
индивидуальный привод и пульт управления с системой блокировки, расположенный в
непосредственной близости от входной двери. Должна быть предусмотрена
возможность приведения подъемника в действие вручную проводником.
7.3 Конструкция подъемных устройств должна предусматривать возможность
их установки проводником в рабочее или
транспортное положение. Система
блокировки должна исключать возможность приведения подъемного устройства в рабочее положение
без участия проводника.
7.4 В транспортном положении подъемное устройство не должно выступать за
габариты подвижного состава, препятствовать входу и выходу пассажиров с багажом
через тамбур, в котором они установлены.
7.5 В рабочем положении подъемное устройство должно иметь горизонтальную
площадку длиной не менее 1400 мм, шириной не более 900 мм, оборудованную
вертикальными стойками и горизонтальными поручнями, препятствующими перемещению
кресла-коляски при подъеме (спуске). Поверхность площадки не должна быть
скользкой.
7.6 В рабочем положении подъемного устройства разность высот между
поверхностями площадки и пола тамбура, а также поверхностями площадки и
станционной платформы не должна превышать 30 мм.
7.7 Время полного цикла работы подъемного устройства и его привода должно быть не
более 2 мин.
8 ТРЕБОВАНИЯ К
СИСТЕМАМ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ
8.1 Пассажирское купе и санузел, предназначенные для инвалидов, должны
оборудоваться кнопкой вызова проводника, звуковой и световой сигнал от которой
подается на пульт служебного отделения.
8.2 Помещения для инвалидов должны быть оборудованы устройствами
визуальной информации, дублирующими звуковую информацию.
8.3 В помещениях для инвалидов должны быть предусмотрены места для
размещения схем маршрутов и другой информации в рельефной технике для слепых.
9 МАРКИРОВКА
9.1 Маркировка вагонов должна соответствовать требованиям нормативного
документа на вагоны.
9.2 На наружной поверхности входных дверей, предназначенных для входа и
выхода инвалидов, должна наноситься надпись: «Вход для инвалидов».
9.3 Над кнопками вызова проводников в пассажирском купе и санузле должны
устанавливаться таблички с надписью: «Вызов проводника».
9.4 У рукоятки привода механизма изменения наклона головной части нижнего
спального места должна устанавливаться табличка с надписью: «Регулировка высоты
изголовья».
9.5 У рукоятки ручного привода сливного устройства унитаза должна
устанавливаться табличка с надписью: «Ручной водослив».
Ключевые слова: пассажирские вагоны локомотивной тяги железных дорог, перевозка
пассажиров-инвалидов, технические требования