Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

40 страниц

487.00 ₽

Купить ГОСТ Р 41.97-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Применяется к:

Часть I: системам тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС), предназначенным для стационарной установки на транспортных средствах каьегорий М1 и N1 максимальной массой не более 2 тонн.

Часть II: транспортным средствам категорий М1 и N1 максимальной массой н более 2 тонн в отношении их системы (систем) тревожной сигнализации (СТС).

Часть III: иммобилайзерам и транспортным средствам категорий М1 и N1 максимальной массой не более 2 тонн в отношении их иммобилайзеров.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

1а Нормативные ссылки

Часть I - Официальное утверждение систем тревожной сигнализации транспортных средств

2 Определения

3 Заявка на официальное утверждение СТСТС

4 Официальное утверждение

5 Общие спецификации

6 Особые спецификации

7 Эксплуатационные параметры и условия проведения испытаний

8 Инструкции

9 Модификация типа СТСТС и распространение официального утверждения

10 Соответствие производства

11 Санкции, налагаемые за несоответствие производства

12 Окончательное прекращение производства

13 Наименование и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Часть II - Официальное утверждение транспортного средства в отношении его системы тревожной сигнализации

14 Определения

15 Заявка на официальное утверждение транспортного средства в отношении его системы тревожной сигнализации

16 Официальное утверждение

17 Общие спецификации

18 Особые спецификации

19 Условия проведения испытаний

20 Инструкции

21 Модификация транспортного средства и распространение официального утверждения

22 Соответствие производства

23 Санкции, налагаемые за несоответствие производства

24 Окончательное прекращение производства

25 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Часть III - Официальное утверждение иммобилайзеров и официальное утверждение транспортного средства в отношении его иммобилайзера

26 Определения

27 Заявка на официальное утверждение иммобилайзера

28 Заявка на официальное утверждение транспортного средства

29 Официальное утверждение иммобилайзера

30 Официальное утверждение транспортного средства

31 Общие спецификации

32 Особые спецификации

33 Рабочие температуры и условия проведения испытаний

34 Инструкции

35 Модификация типа иммобилайзера или типа транспортного средства и распространение официального утверждения

36 Соответствие производства

37 Санкции, налагаемые за несоответствие производства

38 Окончательное прекращение производства

39 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Приложение А Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа системы сигнализации транспортного средства (СТСТС)

Приложение Б Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа транспортного средства в отношении его системы сигнализации

Приложение В Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа иммобилайзера)

Приложение Г Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа транспортного средства в отношении его иммобилайзера

Приложение Д Схемы знаков официального утверждения

Приложение Е Образец свидетельства соответствия

Приложение Ж Образец свидетельства установки

Приложение И Испытание систем защиты салона

Приложение К Электромагнитная совместимость

Приложение Л Требования к механическим выключателям

Приложение М Библиография

 
Дата введения01.01.2000
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.09.2018
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

11.03.1999УтвержденГосстандарт России72
РазработанТК 56 Дорожный транспорт
ИзданИПК Издательство стандартов1999 г.

Uniform provisions concerning the approval of vehicle alarm system (VAS) and of motor vehicles with regard to their alarm system (AS)

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТ Р 41.97-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем тревожной сигнализации (СТС)

БЗ 3-98/416


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 11 марта 1999 г. № 72

3    Настоящий стандарт представляет собой полный аутентичный текст Правил ЕЭК ООН № 97 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем охранной сигнализации транспортных средств (СОСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем охранной сигнализации (СОС)», вступивших в силу с 01.01.96, включая дополнение 1, дата вступления в силу 02.10.97, исправление 1 от 06.03.98

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1999

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ГОСТ Р 41.97-99

соответствии с 6.9.1. Оптическая индикация может осуществляться также посредством одновременного включения указателей поворота и (или) фонаря (фонарей) освещения салона при условии, что продолжительность оптической индикации не превышает трех секунд.

6.10    Электропитание

Источником питания СТСТС может служить аккумулятор транспортного средства.

Дополнительный аккумулятор, если таковой имеется, должен быть подзаряжаемым и ни в коем случае не должен обеспечивать питание других частей электрической системы транспортного средства.

6.11    Спецификации в отношении факультативных функций

6.11.1    Самопроверка, автоматическая индикация нарушения функционирования

При включении СТСТС ситуации, отличающиеся от нормальных, например открывание дверей и т.д., могут выявляться с помощью функции самопроверки (контроль вероятности), и такую ситуацию указывает СТСТС.

6.11.2    Экстренная сигнализация

Допускаются оптическая и (или) звуковая сигнализации, и (или) радиосигнализация, функционирующие независимо от состояния (включенное или отключенное) и (или) функционирования СТСТС. Такие сигнализации должны включаться внутри транспортного средства и не должны оказывать влияния на состояние (включенное или отключенное) СТСТС. Пользователь транспортного средства должен также иметь возможность отключать экстренную сигнализацию. Продолжительность работы звуковой сигнализации после ее включения должна быть неограниченной. Экстренная сигнализация не должна блокировать двигатель или останавливать его работу, если он находится в рабочем режиме.

7 Эксплуатационные параметры и условия проведения испытаний1

7.1    Эксплуатационные параметры

Все элементы СТСТС должны функционировать без каких-либо нарушений в нижеследующих условиях.

7.1.1    Климатические условия

Устанавливают два класса температуры окружающей среды, определяемые следующим образом:

от минус 40 °С до плюс 85 °С — для частей, подлежащих установке в салоне или багажном отделении;

от минус 40 °С до плюс 125 °С — для частей, подлежащих установке в двигательном отсеке, если не оговорено иное.

7.1.2    Степень защиты применительно к установке

Должна быть обеспечена следующая степень защиты в соответствии с ГОСТ 14254:

IP40 — для частей, подлежащих установке в салоне;

IP42 — для частей, подлежащих установке в салоне транспортных средств с кузовом типа «родстер»/«фаэтон» и легковых автомобилей с раздвижной крышей, если с учетом места установки требуется более высокая степень защиты, чем IP40;

IP54 — для остальных частей.

Изготовитель СТСТС может предусмотреть в инструкциях по установке любые ограничения в отношении расположения любой части с точки зрения воздействия пыли, влаги и температуры.

7.1.3    Способность переносить атмосферные условия

СТСТС должна выдерживать воздействие климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150 в течение семи дней.

7.1.4    Электрические условия

Номинальное подаваемое напряжение — 12 В.

Рабочий диапазон подаваемого напряжения — от 9 до 15 В в температурном диапазоне по 7.1.1.

Допустимое время для перенапряжения при 23 °С:

U = 18 В — максимально в течение 1 ч;

U = 24 В — максимально в течение 1 мин.

7.2 Условия проведения испытаний

7.2.1 Проверка рабочих характеристик

7.2.1.1    СТСТС должны проверяться на соответствие следующим требованиям: продолжительность сигнала — по 6.2.2 и 6.3.2;

частота и соотношение продолжительности периодов включения (отключения) — по 6.3.3 и 6.2.3.1 или 6.2.3.2 соответственно;

в соответствующих случаях число циклов работы сигнализации — по 6.1.1; проверка блокировки включения системы тревожной сигнализации — по 6.5.

7.2.1.2    Нормальные условия проведения испытаний: напряжение U= (12 + 0,2) В;

температура Т = плюс (23 + 5) °С.

7.2.2    Устойчивость к изменениям температуры и напряжения

Соответствие требованиям, изложенным в 7.2.1.1, должно проверяться при следующих условиях:

7.2.2.1    Испытательная температура Т = минус (40 + 2) °С.

Испытательное напряжение U = (9 ± 0,2) В.

Продолжительность выдерживания 4 ч.

7.2.2.2    Для частей, подлежащих установке в салоне или багажном отделении:

Испытательная температура Т = плюс (85 + 2) °С.

Испытательное напряжение U= (15 + 0,2) В.

Продолжительность выдерживания 4 ч.

7.2.2.3    Для частей, подлежащих установке в двигательном отсеке, если не оговорено иное: Испытательная температура Т = плюс (125 + 2) °С.

Испытательное напряжение U= (15 + 0,2) В.

Продолжительность выдерживания 4 ч.

7.2.2.4    На СТСТС как во включенном, так и в отключенном состоянии должно подаваться избыточное напряжение, равное (18 + 0,2) В, в течение 1 ч.

7.2.2.5    На СТСТС как во включенном, так и в отключенном состоянии должно подаваться избыточное напряжение, равное (24 +0,2) В, в течение 1 мин.

7.2.3    Безопасное функционирование после проведения испытания на пыле- и водонепроницаемость После проведения испытания на проникновение посторонних тел и водонепроницаемость в

соответствии с ГОСТ 3940, в ходе которого должны обеспечиваться степени защиты, указанные в 7.1.2, должна быть повторно проведена проверка рабочих характеристик в соответствии с 7.2.1.

7.2.4    Безопасное функционирование после проведения испытания на конденсацию влаги

После испытания на влагостойкость, которое должно проводиться в соответствии с ГОСТ 3940, должна быть повторно проведена проверка рабочих характеристик в соответствии с 7.2.1.

7.2.5    Испытание на безопасность в случае обратной полярности

СТСТС и ее элементы не должны выходить из строя в случае обратной полярности при напряжении 13 В в течение 2 мин.

После этого испытания должна быть повторно проведена проверка рабочих характеристик в соответствии с 7.2.1, при необходимости должны быть заменены предохранители.

7.2.6    Испытание на безопасность в случае короткого замыкания

Все электрические соединения СТСТС должны быть защищены от короткого замыкания на массу (максимально 13 В) и (или) снабжены предохранителями.

После этого испытания должна быть повторно проведена проверка рабочих характеристик в соответствии с 7.2.1, причем при необходимости должны быть заменены предохранители.

7.2.7    Потребление электроэнергии во включенном состоянии

Потребление электроэнергии во включенном состоянии при условиях, указанных в 7.2.1.2, не должно превышать в среднем 20 мА для всей системы тревожной сигнализации, включая дисплей индикации режима.

7.2.8    Безопасность функционирования после испытания на вибрацию

7.2.8.1    Для целей этого испытания элементы подразделяют на типы: тип 1 — элементы, устанавливаемые на транспортном средстве,

тип 2 — элементы, предназначенные для крепления к двигателю.

7.2.8.2    Элементы (СТСТС) должны подвергаться синусоидальной вибрации со следующими характеристиками:

7.2.8.2.1 Для типа 1

8

ГОСТ Р 41.97-99

Частота должна варьироваться в пределах от 10 до 500 Гц с максимальной амплитудой +5 мм и максимальным ускорением 3 g (0 — пиковое значение).

7.2.8.2.2    Для типа 2

Частота должна варьироваться в пределах от 20 до 300 Гц с максимальной амплитудой +2 мм и максимальным ускорением 15 g (0 — пиковое значение).

7.2.8.2.3    Для типов 1 и 2:

варьирование частоты - 1 октава/мин;

число циклов равно 10, испытание проводят по каждой из трех осей;

колебания должны иметь максимальную постоянную амплитуду при низких частотах и максимальное постоянное ускорение при высоких частотах.

7.2.8.3    В ходе испытания СТСТС должна быть подсоединена к электрической сети, и кабель должен быть закреплен через 200 мм.

7.2.8.4    После испытания на вибрацию должна быть повторно проведена проверка рабочих характеристик в соответствии с 7.2.1.

7.2.9    Испытание на долговечность

В условиях проведения испытаний, указанных в 7.2.1.2, должно быть проведено включение 300 полных циклов работы сигнализации (звуковой и (или) оптической) с выдерживанием звукового сигнального устройства в отключенном состоянии в течение 5 мин.

7.2.10    Испытание внешнего выключателя (установленного снаружи транспортного средства)

Нижеследующие испытания проводят только в том случае, если не используется запорный

цилиндр замка двери, являющийся частью первоначального оборудования.

7.2.10.1    Выключатель должен быть сконструирован и изготовлен таким образом, чтобы полностью сохранял эффективность даже после 25000 циклов включения/отключения в каждом направлении с последующим проведением испытания на коррозионную стойкость продолжительностью не менее 96 ч в солевом тумане в соответствии с ГОСТ 3940.

7.2.11    Испытание систем защиты салона

Тревожная сигнализация должна срабатывать, когда через открытое окно передней двери в салон вводят вертикальную панель размером 0,2 х 0,15 м на расстояние 0,3 м (измеренное от центра вертикальной панели) вперед, параллельно дороге со скоростью 0,4 м/с и под углом 45° к продольной средней плоскости транспортного средства (см. приложение И).

7.2.12    Электромагнитная совместимость

СТСТС следует представлять на испытания, описание которых приведено в приложении К.

7.2.13    Предотвращение ложной сигнализации в случае нанесения удара по транспортному средству

Необходимо убедиться в том, что удар с передачей энергии до 4,5 Дж, нанесенный закругленной

поверхностью полусферического тела диаметром 165 мм и твердостью (70 + 10) единиц по Шору (А) в любой точке корпуса транспортного средства или остекления, не приводит к включению ложной сигнализации.

7.2.14    Предотвращение ложной сигнализации в случае падения напряжения

Необходимо убедиться в том, что медленное падение напряжения на выводах основного аккумулятора до 3 В с его постоянным разряжением 0,5 В в час не приводит к включению ложной сигнализации.

Условия проведения испытания — по 7.2.1.2.

7.2.15    Испытание на предотвращение ложной сигнализации в результате срабатывания датчика защиты салона

Системы, предназначенные для защиты салона в соответствии с 6.1.1, должны подвергаться испытанию вместе с транспортным средством при нормальных условиях (7.2.1.2).

Система, установленная в соответствии с инструкциями завода-изготовителя, не должна срабатывать при прохождении пяти испытаний, описанных в 7.2.13, с интервалами 0,5 с.

Присутствие лица, прикасающегося к внешней поверхности транспортного средства или перемещающегося вблизи него (при закрытых окнах), не должно вызывать включения ложной сигнализации.

8 Инструкции

К каждой СТСТС должны прилагаться:

8.1    Инструкция по установке, которая содержит:

8.1.1    перечень транспортных средств и моделей транспортных средств, для которых предна-

9

значено устройство. Этот перечень может быть конкретным или общим, например: «все легковые автомобили с карбюраторными двигателями и 12-вольтными аккумуляторами с отрицательным выводом, соединенным на массу»;

8.1.2    описание способа установки, иллюстрируемое фотографиями и (или) очень четкими рисунками;

8.1.3    в случае СТСТС с иммобилайзером — дополнительные инструкции в отношении выполнения требований, изложенных в части III настоящего стандарта.

8.2    Бланк свидетельства установки, образец которого приведен в приложении Ж.

8.3    Общая информация для покупателя СТСТС, в которой обращают его внимание на следующие моменты:

СТСТС должна устанавливаться в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;

рекомендуется выбрать надлежащего установщика (можно связаться с заводом-изготовителем СТСТС для получения информации о надлежащих установщиках);

свидетельство установки, прилагаемое к СТСТС, должно заполняться установщиком.

8.4    Инструкции по эксплуатации.

8.5    Инструкции по техническому обслуживанию.

8.6    Общее предупреждение в отношении опасности внесения каких-либо изменений или дополнений в систему; такие изменения или дополнения автоматически аннулируют свидетельство установки, упомянутое в 8.2.

8.7    Указание места (мест) расположения международного знака официального утверждения, указанного в 4.4, и (или) международного свидетельства соответствия, указанного в 4.5.

9    Модификация типа СТСТС и распространение официального утверждения

Любая модификация типа СТСТС доводится до сведения административного органа, предоставившего официальное утверждение данного типа СТСТС.

Этот орган может:

прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и что в любом случае СТСТС по-прежнему удовлетворяет предписаниям

или

потребовать от технической службы, уполномоченной проводить испытания, дополнительный протокол испытания по некоторым или всем испытаниям, описанным в разделах 5, 6 и 7.

Подтверждение официального утверждения или отказ в официальном утверждении вместе с перечнем изменений доводится до сведения Договаривающихся сторон Соглашения, применяющих настоящие Правила, в соответствии с процедурой, указанной в 4.3.

Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает каждой карточке сообщения, составленной в отношении такого распространения, серийный номер.

10    Соответствие производства

Процедуры проверки соответствия производства должны соответствовать процедурам, изложенным в добавлении 2 к Соглашению, и удовлетворять следующим требованиям:

10.1    Каждая система тревожной сигнализации транспортного средства, официально утвержденная на основании настоящих Правил, должна быть изготовлена таким образом, чтобы она соответствовала официально утвержденному типу и отвечала требованиям, изложенным в разделах 5, 6 и 7.

10.2    По каждому типу СТСТС испытания, предусмотренные в 7.2.1 — 7.2.10, должны проводиться на статистически контролируемой и произвольной основе в соответствии с одной из процедур обеспечения качества.

10.3    Орган, предоставивший официальное утверждение, может в любое время проверить методы контроля соответствия, применяемые на каждом производственном объекте. Как правило, такие проверки проводят раз в два года.

10

ГОСТ Р 41.97-99

11    Санкции, налагаемые за несоответствие производства

11.1    Официальное утверждение типа СТСТС, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования, изложенные в разделе 10.

11.2    Если какая-либо Договаривающаяся сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно уведомляет об этом другие Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении А.

12    Окончательное прекращение производства

Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство определенного типа СТСТС, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение.

При получении соответствующего сообщения данный орган уведомляет об этом другие Договаривающиеся стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении А.

13    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Договаривающиеся стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальные утверждения и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.

ЧАСТЬ II - ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРВДСТВА

В ОТНОШЕНИИ ЕГО СИСТЕМЫ ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Если на транспортном средстве, представленном для официального утверждения на основании части II настоящих Правил, используется СТСТС, официально утвержденная на основании части I настоящих Правил, то испытания СТСТС, предусмотренные для получения официального утверждения на основании части I, повторно не проводятся.

14    Определения

Для целей части II настоящего стандарта применяют термины с соответствующими определениями по разделу 2, а также приведенные ниже:

14.1    Система (системы) тревожной сигнализации (СТС) — комплекс элементов, установленных на транспортном средстве определенного типа в качестве первоначального оборудования и служащих для оповещения о проникновении посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершении какого-либо физического действия в отношении него; эти системы могут обеспечивать дополнительную защиту от несанкционированного использования транспортного средства.

14.2    Тип транспортного средства с учетом его системы тревожной сигнализации — транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий с точки зрения таких важных аспектов, как:

фирменное наименование или торговая марка, присвоенное заводом-изготовителем;

особенности транспортного средства, оказывающие существенное влияние на характеристики

СТС;

тип и конструкция СТС или СТСТС.

14.3    Официальное утверждение транспортного средства — официальное утверждение типа транспортного средства в отношении предписаний, изложенных в разделах 17, 18 и 19.

11

ГОСТ Р 41.97-99

15    Заявка на официальное утверждение транспортного средства в отношении его системы тревожной сигнализации

15.1    Заявку на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении его СТС подает завод-изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.

15.2    К заявке прилагают указанные ниже документы в трех экземплярах с указанием следующих сведений:

15.2.1    подробное описание типа транспортного средства и деталей транспортного средства, имеющих отношение к установке СТС;

15.2.2    перечень элементов, необходимых для идентификации СТС, которые могут быть установлены на транспортном средстве;

15.2.3    если используется СТСТС, официально утвержденная на основании части I настоящих Правил, то технической службе предоставляется также сообщение об официальном утверждении типа СТСТС.

15.3    Технической службе представляют типовое транспортное средство, которое подлежит официальному утверждению.

15.4    Транспортное средство, не имеющее всех присущих данному типу элементов, может быть принято, если податель заявки в состоянии доказать компетентному органу, что отсутствие таких элементов не оказывает влияния на результаты проверок с точки зрения требований настоящего стандарта.

16    Официальное утверждение

16.1    Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, отвечает требованиям разделов 17, 18 и 19, то данному типу транспортного средства предоставляется официальное утверждение.

16.2    Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения. Первые две цифры этого номера (00 для Правил в их настоящем виде) указывают на серию поправок, включающую последние важнейшие технические изменения, внесенные в настоящие Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.

16.3    Договаривающиеся стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении А.

16.4    На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляют на видном и легкодоступном месте, указанном в карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

16.4.1    круга, в котором проставлена буква «Е», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение2;

16.4.2    номера настоящих Правил, за которым следует буква «R», условное обозначение «А» или «I», или «А1», указывающее на то, утверждено ли официально транспортное средство в отношении его системы тревожной сигнализации или его иммобилайзера или в отношении их сочетания; тире и номера официального утверждения, которые проставляют справа от круга, предусмотренного в 16.4.1.

16.5    Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании одних или других прилагаемых к Соглашению Правил в той стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то обозначение, предусмотренное в 16.4.1, не повторяют. В этом случае номера Правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех Правил, на основании которых предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения, предусмотренного в 16.4.1.

16.6    Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

ГОСТ Р 41.97-99

16.7    Знак официального утверждения проставляют на прикрепляемой изготовителем табличке, на которой приводят характеристики транспортного средства, или рядом с ней.

16.8    Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении Д.

17    Общие спецификации

17.1    СТС должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы в случае проникновения посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершения какого-либо физического действия в отношении него они издавали сигнал оповещения. Эти системы могут включать иммобилайзер.

Сигнал оповещения должен быть звуковым, по возможности с дополнительным включением оптических сигнальных устройств, или должен представлять собой радиосигнал, либо любое сочетание указанных выше сигналов.

17.2    Транспортные средства, оснащенные системами тревожной сигнализации, должны отвечать соответствующим техническим предписаниям, особенно в отношении электромагнитной совместимости (ЭМС).

17.3    Если СТС обеспечивает возможность передачи радиосигнала, например для включения или отключения сигнализации или для передачи сигнала оповещения, то она должна соответствовать требованиям Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи Российской Федерации. Система должна работать на частоте 433,92 МГц с максимальной мощностью излучения 25 мВт.

17.4    Возможность случайного включения СТС и ее элементов, особенно во время работы двигателя, должна быть исключена.

17.5    Выход из строя СТС или выход из строя источника ее электропитания не должен влиять на безопасность управления транспортным средством.

17.6    Система тревожной сигнализации, ее элементы и контролируемые ими части должны быть установлены таким образом, чтобы была сведена к минимуму возможность их быстрого и незаметного выведения из строя или уничтожения кем бы то ни было, например путем использования недорогостоящих, легкоскрываемых и общедоступных инструментов, оборудования или приспособлений.

17.7    Система должна быть устроена таким образом, чтобы короткое замыкание в любой цепи передачи сигнала оповещения не выводило из строя другие части системы тревожной сигнализации, помимо той цепи, в которой произошло короткое замыкание.

17.8    СТС может включать иммобилайзер, который должен соответствовать требованиям части III настоящего стандарта.

18    Особые спецификации

18.1    Сфера защиты

18.1.1    Специфические требования

СТС должна, по крайней мере, реагировать на открывание любой двери транспортного средства, капота двигателя и багажного отделения и подавать соответствующие сигналы. Выход из строя или отключение источников света, например источника освещения салона, не должен препятствовать функционированию устройства контроля.

Установка дополнительных эффективных датчиков для информирования (оповещения), например:

о проникновении посторонних лиц внутрь транспортного средства — датчик защиты салона, датчик защиты окон, датчик контроля за целостностью остекления;

о попытке угона транспортного средства — датчик изменения угла наклона,

допускается с учетом принятия мер для предотвращения любого ненужного срабатывания сигнализации (ложная сигнализация, см. 18.1.2).

Поскольку дополнительные датчики генерируют тревожный сигнал даже после проникновения посторонних лиц (например посредством нарушения целостности остекления) или под влиянием внешних факторов (например, ветра), тревожный сигнал, включенный одним из упомянутых выше датчиков, должен включаться не более десяти раз в течение одного и того же периода включения СТС.

13

В этом случае период включения должен быть ограничен моментом отключения системы пользователем транспортного средства.

Некоторые виды дополнительных датчиков, например датчик защиты салона (ультразвуковой, инфракрасный) или датчик изменения угла наклона, могут преднамеренно отключаться. В этом случае каждый раз перед включением СТС должно быть совершено отдельное преднамеренное действие. Возможность отключения датчиков, когда система тревожной сигнализации находится во включенном состоянии, должна быть исключена.

18.1.2 Предотвращение ложной сигнализации

18.1.2.1    Должна быть исключена возможность подачи СТС ненужного тревожного сигнала как во включенном, так и в выключенном состоянии в случае:

нанесения удара по транспортному средству (испытание по 7.2.13); эффектов, связанных с электромагнитной совместимостью (испытания по 7.2.12); падения напряжения на клеммах аккумулятора в результате его постоянной разрядки (испытание по 7.2.14);

ложного срабатывания датчика защиты салона (испытание по 7.2.15).

18.1.2.2    Если податель заявки на официальное утверждение в состоянии продемонстрировать, например, при помощи технических данных, что возможность ложной сигнализации надлежащим образом исключена, то техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения, может не требовать проведения некоторых из указанных выше испытаний.

18.2    Звуковая сигнализация

18.2.1    Общие положения

Сигнал оповещения должен быть четко слышимым и узнаваемым и должен резко отличаться от других звуковых сигналов, используемых в дорожном движении.

Помимо звукового сигнального устройства, являющегося частью первоначального оборудования, транспортное средство может быть оснащено отдельным звуковым сигнальным устройством, устанавливаемым в той части, которая контролируется СТС, где оно должно быть защищено от легкого и быстрого доступа посторонних лиц.

Если используется отдельное звуковое сигнальное устройство, оговоренное в 18.2.3.1, то СТС может дополнительно обеспечивать включение стандартного звукового сигнального устройства, являющегося частью первоначального оборудования, при условии, что любое нарушение целостности стандартного звукового сигнального устройства (доступ к которому обычно является более легким) не отражается на функционировании дополнительного звукового сигнального устройства.

18.2.2    Продолжительность звукового сигнала: минимальная — 25 с;

максимальная — 30 с.

Звуковой сигнал может вновь включаться только после совершения последующего физического действия в отношении транспортного средства, т.е. после указанного выше промежутка времени (ограничения — см. 18.1.1 и 18.1.2).

Отключение системы тревожной сигнализации должно приводить к немедленному прекращению сигнала.

18.2.3    Спецификации, касающиеся звукового сигнала

18.2.3.1    Устройство, издающее сигнал постоянного тона (постоянный частотный диапазон), например рупорное. Акустические и другие данные — по нормативным документам.

Прерывистый сигнал (включено/отключено):

частота срабатывания — (2 + 1) Ец;

период включения равен периоду отключения +10 %.

18.2.3.2    Звуковое сигнальное устройство с частотной модуляцией. Акустические и другие данные — по нормативным документам при условии равного прохождения предписанного частотного диапазона 1800 — 3550 Ец в обоих направлениях.

Частота пропускания — (2 + 1) Ец.

18.2.3.3    Уровень звука

Источник звука должен представлять собой: либо звуковое сигнальное устройство, имеющее знак официального утверждения; либо устройство, соответствующее требованиям нормативных документов.

Однако если источник звука отличается от звукового сигнального устройства, являющегося частью первоначального оборудования, то минимальный уровень звука, измеряемый в соответствии с условиями, изложенными в нормативных документах, может быть снижен до 100 дБ А.

ГОСТ Р 41.97-99

18.3 Оптическая сигнализация — в случае установки

18.3.1    Общие положения

В случае проникновения посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершения какого-либо физического действия в отношении него данное устройство должно обеспечивать включение оптического сигнала, указанного в 18.3.2 и 18.3.3.

18.3.2    Продолжительность оптического сигнала

Продолжительность оптического сигнала должна составлять от 25 с до 5 мин после включения сигнализации.

Отключение системы тревожной сигнализации должно приводить к немедленному прекращению сигнала.

18.3.3    Тип оптического сигнала

Прерывистое включение всех указателей поворота и (или) источника освещения салона транспортного средства, включая все фонари в той же электрической цепи.

Частота срабатывания — (2 + 1) Гц.

В отношении звуковой сигнализации допускаются асинхронные сигналы.

Период включения равен периоду отключения +10 %.

18.4    Радиосигнализация (устройство поискового вызова)— в случае установки

СТС может обеспечивать возможность генерирования тревожного сигнала на основе передачи радиосигнала.

18.5    Блокировка включения системы тревожной сигнализации

Во время работы двигателя должна быть исключена возможность преднамеренного или случайного включения системы тревожной сигнализации.

18.6    Включение и отключение СТС

18.6.1    Включение

Допускаются любые приемлемые средства включения СТС при условии, что такие средства исключают возможность случайного включения ложных сигналов.

18.6.2    Отключение

Отключение СТС должно обеспечиваться одним из указанных ниже устройств или их сочетанием. Допускается установка других устройств, имеющих эквивалентные характеристики.

18.6.2.1    Механический ключ (соответствующий приложению Л), который может использоваться в сочетании с системой централизованной блокировки дверей транспортного средства, имеет не менее 1000 возможных комбинаций и предназначен для применения снаружи.

18.6.2.2    Электрическое (электронное) устройство, например прибор дистанционного управления, которое имеет не менее 50000 возможных комбинаций и которое должно иметь переменные коды и (или) требующее не менее 10 дней на опробование 50000 возможных комбинаций. Например, не более 5000 комбинаций за 24 ч.

18.6.2.3    Механический ключ или электрическое (электронное) устройство в пределах защищаемого салона с регулируемой задержкой срабатывания при выходе или входе.

18.7    Задержка срабатывания при выходе

Если устройство включения СТС установлено в пределах защищаемой зоны, то должна быть предусмотрена задержка срабатывания при выходе. Должна быть обеспечена возможность установки времени задержки срабатывания при выходе в пределах от 15 до 45 с с момента задействования включателя. Период задержки может регулироваться с учетом потребностей каждого отдельного пользователя.

18.8    Задержка срабатывания при входе

Если устройство отключения СТС установлено в пределах защищаемой зоны, то должна быть обеспечена задержка до включения звуковых и оптических сигналов продолжительностью не менее 5 и не более 15 с. Период задержки может регулироваться с учетом потребностей каждого отдельного пользователя.

18.9    Дисплей индикации режима

18.9.1    Для обеспечения информации о режиме СТС (включена, отключена, период включения тревожного сигнала, тревожный сигнал) допускается установка оптических дисплеев внутри и снаружи салона. Сила света оптических сигналов на приборах, установленных снаружи салона, не должна превышать 0,5 кд.

18.9.2    Если предусмотрена индикация кратковременных «динамических» процессов, как например изменение режима «включено» на «отключено» и наоборот, то она должна быть оптической

15

в соответствии с 18.9.1. Оптическая индикация может осуществляться также посредством одновременного включения указателей поворота и (или) фонаря (фонарей) освещения салона, при условии, что продолжительность оптической индикации не превышает трех секунд.

18.10    Электропитание

Источником питания СТС может служить аккумулятор транспортного средства.

Дополнительный аккумулятор, если таковой имеется, должен быть подзаряжаемым и ни в коем случае не должен обеспечивать питание других частей электрической системы транспортного средства.

18.11    Спецификации в отношении факультативных функций

18.11.1    Самопроверка, автоматическая индикация нарушения функционирования

При включении СТС ситуации, отличающиеся от нормальных, например открывание дверей и т.д., могут выявляться с помощью функции самопроверки (контроль вероятности), и такая ситуация указывается СТСТС.

18.11.2    Экстренная сигнализация

Допускаются оптическая и (или) звуковая сигнализации, и (или) радиосигнализация, функционирующие независимо от состояния (включенное или отключенное) и (или) функционирования СТС. Такие сигнализации должны включаться внутри транспортного средства и не должны оказывать влияния на состояние (включенное или отключенное) СТС. Пользователь транспортного средства должен также иметь возможность отключать экстренную сигнализацию. Продолжительность работы звуковой сигнализации после ее включения должна быть неограниченной. Экстренная сигнализация не должна блокировать двигатель или останавливать его работу, если он находится в рабочем режиме.

19    Условия проведения испытаний

Все элементы СТСТС и СТС должны подвергаться испытаниям в соответствии с процедурами, описанными в разделе 7.

Это требование не применяется к:

19.1    тем элементам, которые устанавливают и испытывают в качестве части транспортного средства, независимо от того, установлена или нет СТСТС (СТС) (например, фонари), или

19.2    тем элементам, которые ранее были подвергнуты испытанию в качестве части транспортного средства и которым в отношении этого было предоставлено документальное подтверждение.

20    Инструкции

К каждому транспортному средству должны прилагаться:

20.1    инструкции по эксплуатации;

20.2    инструкции по техническому обслуживанию;

20.3    общее предупреждение в отношении опасности внесения каких-либо изменений или дополнений в систему.

21    Модификация транспортного средства и распространение официального утверждения

21.1    Любая модификация типа транспортного средства доводится до сведения административного органа, предоставившего официальное утверждение данного типа транспортного средства.

Этот орган может:

21.1.1    прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий, и что в любом случае СТС по-прежнему удовлетворяет предписаниям настоящих Правил, или

21.1.2    потребовать от технической службы дополнительный протокол испытания.

21.2    Подтверждение официального утверждения или отказ в официальном утверждении вместе с перечнем изменений доводится до сведения Договаривающихся сторон Соглашения, применяющих настоящие Правила, в соответствии с процедурой, указанной в 16.3.

21.3    Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает каждой карточке сообщения, составленной в отношении такого распространения, серийный номер.

16

ГОСТ Р 41.97-99

Содержание

1 Область применения....................................................... 1

1а Нормативные ссылки..................................................... 1

Часть I — Официальное утверждение систем тревожной сигнализации транспортных средств. . . 2

2    Определения............................................................. 2

3    Заявка на официальное утверждение СТСТС.................................... 2

4    Официальное утверждение.................................................. 3

5    Общие спецификации...................................................... 3

6    Особые спецификации..................................................... 4

7    Эксплуатационные параметры и условия проведения испытаний..................... 7

8    Инструкции............................................................. 9

9    Модификация типа СТСТС и распространение официального утверждения.............10

10    Соответствие производства..................................................10

11    Санкции, налагаемые за несоответствие производства..............................11

12    Окончательное прекращение производства......................................11

13    Наименование и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для

официального утверждения, и административных органов..........................11

Часть II — Официальное утверждение транспортного средства в отношении его системы

тревожной сигнализации....................................................11

14    Определения.............................................................11

15    Заявка на официальное утверждение транспортного средства в отношении его системы

тревожной сигнализации....................................................12

16    Официальное утверждение...................................................12

17    Общие спецификации......................................................13

18    Особые спецификации.....................................................13

19    Условия проведения испытаний..............................................16

20    Инструкции..............................................................16

21    Модификация транспортного средства и распространение официального утверждения.....16

22    Соответствие производства..................................................17

23    Санкции, налагаемые за несоответствие производства..............................17

24    Окончательное прекращение производства......................................17

25    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для

официального утверждения, и административных органов..........................17

Часть III — Официальное утверждение иммобилайзеров и официальное утверждение

транспортного средства в отношении его иммобилайзера...........................17

26    Определения.............................................................17

27    Заявка на официальное утверждение иммобилайзера...............................18

28    Заявка на официальное утверждение транспортного средства........................18

29    Официальное утверждение иммобилайзера......................................19

30    Официальное утверждение транспортного средства................................19

31    Общие спецификации......................................................20

32    Особые спецификации.....................................................21

III

ГОСТ Р 41.97-99

22    Соответствие производства

Процедуры проверки соответствия производства должны соответствовать процедурам, изложенным в добавлении 2 к Соглашению, и удовлетворять следующим требованиям:

22.1    Каждое транспортное средство, официально утвержденное на основании настоящих Правил, должно быть изготовлено таким образом, чтобы оно соответствовало официально утвержденному типу и отвечало требованиям, изложенным в разделах 17, 18 и 19.

22.2    Орган, предоставивший официальное утверждение, может в любое время проверить методы контроля соответствия, применяемые на каждом производственном объекте. Как правило, эти проверки проводят раз в два года.

23    Санкции, налагаемые за несоответствие производства

23.1    Официальное утверждение типа транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования, изложенные в разделе 22.

23.2    Если какая-либо Договаривающаяся сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно уведомляет об этом другие Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении Б.

24    Окончательное прекращение производства

Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство определенного типа транспортного средства, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он сообщает об этом компетентному органу, предоставившему официальное утверждение.

При получении соответствующего сообщения данный орган уведомляет об этом другие Договаривающиеся стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении Б.

25    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Договаривающиеся стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальные утверждения и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.

ЧАСТЬ III - ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ИММОБИЛАЙЗЕРОВ И ОФИЦИАЛЬНОЕ

УТВЕРЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ОТНОШЕНИИ ЕГО ИММОБИЛАЙЗЕРА

26    Определения

Для целей части III настоящего стандарта применяют следующие термины с соответствующими определениями:

26.1    Иммобилайзер — устройство, предназначенное для предотвращения использования транспортного средства за счет тяги его собственного двигателя.

26.2    Оборудование управления — оборудование, необходимое для включения и (или) отключения иммобилайзера.

26.3    Дисплей индикации режима — устройство, предназначенное для указания режима иммобилайзера (включено/отключено, изменение режима с включенного состояния на отключенное и обратно).

17


33    Рабочие параметры и условия проведения испытаний..............................22

34    Инструкции..............................................................22

35    Модификация типа иммобилайзера или типа транспортного средства и распространение

официального утверждения..................................................23

36    Соответствие производства..................................................23

37    Санкции, налагаемые за несоответствие производства..............................23

38    Окончательное прекращение производства......................................23

39    Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для

официального утверждения, и административных органов..........................23


Приложение


Приложение


Приложение


А Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа системы сигнализации транспортного средства (СТСТС)............................24

Б Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа транспортного средства в отношении его системы сигнализации.......................25

В Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа иммобилайзера)......26


Приложение


Г Сообщение, касающееся официального утверждения (распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения, окончательного прекращения производства) типа транспортного


Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение


средства в отношении его иммобилайзера.............................27

Д Схемы знаков официального утверждения.............................28

Е Образец свидетельства соответствия..................................30

Ж Образец свидетельства установки...................................31

И Испытание систем защиты салона...................................32

К Электромагнитная совместимость...................................33

Л Требования к механическим выключателям............................34

М Библиография..................................................34


IV


ГОСТ Р 41.97-99

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) и механических транспортных средств в отношении их систем тревожной сигнализации (СТС)

Uniform provisions concerning the approval of vehicle alarm system (VAS) and of motor vehicles

with regard to their alarm system (AS)

Дата введения 2000—01—01

Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 97, прилагаемые в качестве добавления 96 к «Соглашению о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», заключенному в Женеве 20 марта 1958 года.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1 Область применения

Настоящий стандарт применяется к:

1.1    ЧАСТЬ I: системам тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС), предназначенным для стационарной установки на транспортных средствах категорий Ml и N1 максимальной массой не более 2 тонн*.

1.2    ЧАСТЬ II: транспортным средствам категорий Ml и N1 максимальной массой не более 2 тонн в отношении их системы (систем) тревожной сигнализации (СТС)*.

1.3    ЧАСТЬ III: иммобилайзерам и транспортным средствам категорий Ml и N1 максимальной массой не более 2 тонн в отношении их иммобилайзеров*.

1а Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 3940-84 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17822-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 28751-90 Электрооборудование автомобилей. Электромагнитная совместимость. Кон-дуктивные помехи по цепям питания. Требования и методы испытаний

ГОСТ 29157-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи в контрольных и сигнальных бортовых цепях. Требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50607-93 Совместимость технических средств электромагнитная. Электрооборудование автомобилей. Помехи от электростатических разрядов. Требования и методы испытаний

* Рассматриваются транспортные средства только с 12-вольтными электрическими системами.

Издание официальное

ГОСТ Р 41.97-99

ЧАСТЬ I - ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ СИСТЕМ ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2    Определения

Для целей части I настоящего стандарта применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1    Система тревожной сигнализации транспортного средства (СТСТС) — система сигнализации, предназначенная для установки на транспортном средстве (транспортных средствах) одного типа, служащая для оповещения о проникновении посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершении какого-либо физического действия в отношении него; эти системы сигнализации могут обеспечивать дополнительную защиту от несанкционированного использования транспортного средства.

2.2    Датчик — устройство, реагирующее на изменение, которое может быть вызвано проникновением посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершением какого-либо физического действия в отношении него.

2.3    Сигнальное устройство — устройство, оповещающее о проникновении посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершении какого-либо физического действия в отношении него.

2.4    Оборудование управления — оборудование, необходимое для включения, отключения и проверки СТСТС и для приведения сигнальных устройств в рабочий режим сигнализации.

2.5    Включенное состояние - состояние СТСТС, при котором сигнальные устройства могут приводиться в рабочий режим сигнализации.

2.6    Отключенное состояние — состояние СТСТС, при котором сигнальные устройства не могут приводиться в рабочий режим сигнализации.

2.7    Ключ — любое устройство, спроектированное и сконструированное для того, чтобы служить в качестве средства управления системой блокировки, которая спроектирована и сконструирована таким образом, чтобы ею можно было управлять только при помощи этого устройства.

2.8    Типы систем тревожной сигнализации транспортного средства — системы, не имеющие между собой существенных различий с точки зрения таких важных аспектов, как: фирменное наименование или торговая марка, присвоенные изготовителем; тип датчика; тип сигнального устройства; тип оборудования управления.

2.9    Официальное утверждение системы тревожной сигнализации транспортного средства — официальное утверждение типа СТСТС в отношении предписаний, приведенных в разделах 5, 6 и 7.

2.10    Иммобилайзер — устройство, предназначенное для предотвращения использования транспортного средства за счет тяги его собственного двигателя.

2.11    Экстренная сигнализация — устройство, позволяющее какому-либо лицу использовать сигнализацию, установленную на транспортном средстве, с тем чтобы призвать на помощь в экстренной ситуации.

3    Заявка на официальное утверждение СТСТС

3.1    Заявку на официальное утверждение СТСТС подает изготовитель СТСТС или его уполномоченный представитель.

3.2    С заявкой по каждому типу СТСТС представляют:

3.2.1    документацию в трех экземплярах с описанием технических характеристик СТСТС и способа ее установки;

3.2.2    три образца типа СТСТС со всеми ее элементами. Каждый из основных элементов должен иметь четкую и нестираемую маркировку с указанием фирменного наименования или торговой марки, присвоенных подателем заявки, а также типа данного элемента;

3.2.3    транспортное средство (транспортные средства), оснащенное СТСТС, подлежащей официальному утверждению по типу, и выбранное подателем заявки по согласованию с технической службой, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения;

3.2.4    инструкции в трех экземплярах в соответствии с разделом 8.

ГОСТ Р 41.97-99

4 Официальное утверждение

4.1    Если СТСТС, представленная на официальное утверждение на основании настоящих Правил, отвечает требованиям разделов 5, 6 и 7, то данному типу СТСТС предоставляют официальное утверждение.

4.2    Каждому официально утвержденному типу присваивают номер официального утверждения. Первые две цифры этого номера (00 для Правил в их настоящем виде) указывают на серию поправок, включающую последние важнейшие технические изменения, внесенные в настоящие Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу СТСТС.

4.3    Договаривающиеся стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или отказе в официальном утверждении типа СТСТС на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении А.

4.4    На основном элементе (элементах) СТСТС, соответствующей типу СТСТС, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляют на видном и легкодоступном месте, указанном в карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

4.4.1    круга, в котором проставлена буква «Е», за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение3;

4.4.2    номера настоящих Правил, за которым следуют буква «R», условное обозначение «А» или «I», или «А1», указывающее на то, является ли данная система системой тревожной сигнализации транспортного средства, иммобилайзером или сочетанием обоих, тире и номера официального утверждения, которые проставляют справа от круга, предусмотренного в 4.4.1.

4.4.3    Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.4.4    Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении Д.

4.5 Вместо знака официального утверждения, описанного в 4.4, для каждой СТСТС, поступающей в продажу, может выдаваться свидетельство соответствия.

Если изготовитель СТСТС поставляет изготовителю транспортных средств официально утвержденную СТСТС, не имеющую официальной маркировки, для ее установки этим изготовителем на какой-либо модели транспортного средства или ряде моделей транспортных средств в качестве первоначального оборудования, то изготовитель СТСТС представляет изготовителю транспортных средств экземпляры свидетельства соответствия в количестве, достаточном для того, чтобы изготовитель транспортных средств мог получить официальное утверждение транспортного средства согласно части II настоящих Правил.

Если СТСТС состоит из отдельных элементов, то на ее основном элементе (основных элементах) проставляют опознавательный знак и в свидетельстве соответствия приводят перечень таких опознавательных знаков.

Образец свидетельства соответствия приведен в приложении Е настоящего стандарта.

5 Общие спецификации

5.1 СТСТС должна в случае проникновения посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершения какого-либо физического действия в отношении его издавать тревожный сигнал. Тревожный сигнал должен быть звуковым, по возможности с дополнительным включением

оптических сигнальных устройств, или должен представлять собой радиосигнал либо любое сочетание указанных выше сигналов.

5.2    СТСТС должны быть спроектированы, сконструированы и установлены таким образом, чтобы оснащенное ими транспортное средство неизменно отвечало соответствующим техническим предписаниям, особенно в отношении электромагнитной совместимости (ЭМС).

5.3    Если СТСТС обеспечивает возможность передачи радиосигнала, например для включения или отключения сигнализации или для передачи тревожного сигнала, то она должна отвечать соответствующим требованиям Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи Российской Федерации. СТСТС должна работать на частоте 433,92 МГц с максимальной мощностью излучения 25 мВт.

5.4    Установка СТСТС на транспортном средстве не должна влиять на характеристики транспортного средства (в отключенном состоянии) или на безопасность управления им.

5.5    Возможность случайного включения СТСТС и ее элементов, особенно во время работы двигателя, должна быть исключена.

5.6    Выход из строя СТСТС или выход из строя источника ее электропитания не должен влиять на безопасность управления транспортным средством.

5.7    СТСТС, ее элементы и контролируемые ими части должны быть спроектированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы была сведена к минимуму возможность их быстрого и незаметного выведения из строя или уничтожения кем бы то ни было, например, путем использования недорогостоящих, легкоскрываемых и общедоступных инструментов, оборудования или приспособлений.

5.8    Средство включения и отключения СТСТС должно быть спроектировано таким образом, чтобы не препятствовать соблюдению требований нормативного документа на противоугонные устройства.

Допускаются электрические соединения с элементами, предусмотренными настоящим стандартом.

5.9    СТСТС должна быть устроена таким образом, чтобы короткое замыкание в любой цепи передачи тревожного сигнала не выводило из строя какие бы то ни было части системы сигнализации, помимо той цепи, в которой произошло короткое замыкание.

5.10    В СТСТС может входить иммобилайзер, соответствующий требованиям, изложенным в части III настоящего стандарта.

6 Особые спецификации

6.1    Сфера защиты

6.1.1    Специфические требования

СТСТС должна, по крайней мере, реагировать на открывание любой двери транспортного средства, капота двигателя и багажного отделения и подавать соответствующие сигналы. Выход из строя или отключение источников света, например источника освещения салона, не должен препятствовать функционированию устройства контроля.

Дополнительные эффективные датчики для информирования (оповещения), например:

о проникновении посторонних лиц внутрь транспортного средства — датчик контроля салона, датчик контроля окон, датчик контроля за целостностью остекления;

о попытке угона транспортного средства — датчик изменения угла наклона,

допускаются с учетом принятия мер для предотвращения любого ненужного срабатывания сигнализации (ложная сигнализация, см. 6.1.2).

Поскольку дополнительные датчики генерируют тревожный сигнал даже после проникновения посторонних лиц (например посредством нарушения целостности остекления) или под влиянием внешних факторов (например, ветра), тревожный сигнал, включенный одним из упомянутых выше датчиков, должен включаться не более десяти раз в течение одного и того же периода включения СТСТС.

В этом случае период включения должен быть ограничен моментом отключения системы пользователем транспортного средства.

Некоторые виды дополнительных датчиков, например датчик защиты салона (ультразвуковой, инфракрасный) или датчик изменения угла наклона, могут преднамеренно отключаться. В этом случае каждый раз перед включением СТСТС должно быть совершено отдельное преднамеренное

ГОСТ Р 41.97-99

действие. Возможность отключения датчиков, когда система тревожной сигнализации находится во включенном состоянии, должна быть исключена.

6.1.2 Предотвращение ложной сигнализации

6.1.2.1    Для предотвращения ложной сигнализации принимают, например, следующие меры:

-    осуществляют разработку механической конструкции и схемы электрической цепи в соответствии с особенностями механических транспортных средств;

-    подбирают и применяют принципы функционирования и управления для системы тревожной сигнализации и ее элементов;

-    обеспечивают исключение возможности подачи СТСТС ненужного тревожного сигнала как во включенном, так и выключенном состояниях в случае:

нанесения удара по транспортному средству (испытание приведено в 7.2.13); эффектов, связанных с электромагнитной совместимостью (испытания приведены в 7.2.12); падения напряжения на клеммах аккумулятора в результате его продолжительной разрядки (испытание приведено в 7.2.14);

ложного срабатывания датчика контроля салона (испытание приведено в 7.2.15).

6.1.2.2    Если податель заявки на официальное утверждение в состоянии продемонстрировать, например при помощи технических данных, что возможность ложной сигнализации надлежащим образом исключена, то техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения, может не требовать проведения некоторых из указанных выше испытаний.

6.2    Звуковая сигнализация

6.2.1    Общие положения

Сигнал оповещения должен быть четко слышимым и узнаваемым и должен резко отличаться от других звуковых сигналов, используемых в дорожном движении.

Помимо звукового сигнального устройства, являющегося частью первоначального оборудования, транспортное средство может быть оснащено отдельным звуковым сигнальным устройством, устанавливаемым в той части, которая контролируется СТСТС, где оно должно быть защищено от легкого и быстрого доступа посторонних лиц.

Если используется отдельное звуковое сигнальное устройство, оговоренное в 6.2.3.1, то СТСТС может дополнительно обеспечивать включение стандартного звукового сигнального устройства, являющегося частью первоначального оборудования, при условии, что любое нарушение целостности стандартного звукового сигнального устройства (доступ к которому обычно является более легким) не отражается на функционировании дополнительного звукового сигнального устройства.

6.2.2    Продолжительность звукового сигнала: минимальная — 25 с;

максимальная — 30 с.

Звуковой сигнал может вновь включаться только после совершения последующего физического действия в отношении транспортного средства, т.е. после указанного выше промежутка времени (ограничения — см. 6.1.1 и 6.1.2).

Отключение системы тревожной сигнализации должно приводить к немедленному прекращению сигнала.

6.2.3    Спецификации, касающиеся звукового сигнала

6.2.3.1    Устройство, издающее сигнал постоянного тона (постоянный частотный диапазон), например рупорное. Акустические и другие данные — по нормативным документам.

Прерывистый сигнал (включено/отключено):

частота срабатывания — (2 + 1) Ец;

период включения равен периоду отключения +10 %.

6.2.3.2    Звуковое сигнальное устройство с частотной модуляцией. Акустические и другие данные — по нормативным документам при условии равного прохождения предписанного частотного диапазона 1800 — 3550 Ец в обоих направлениях.

Частота прохождения — (2 + 1) Ец.

6.2.3.3    Уровень звука

Источник звука должен представлять собой:

либо звуковое сигнальное устройство, имеющее знак официального утверждения; либо устройство, соответствующее требованиям нормативных документов.

Однако если источник звука отличается от звукового сигнального устройства, являющегося частью первоначального оборудования, то минимальный уровень звука, измеряемый в соответствии с условиями, изложенными в нормативных документах, может быть снижен до 100 дБ А.

5

6.3 Оптическая сигнализация — в случае установки

6.3.1    Общие положения

В случае проникновения посторонних лиц внутрь транспортного средства или совершения какого-либо физического действия в отношении него данное устройство должно обеспечивать включение оптического сигнала, указанного в 6.3.2 и 6.3.3.

6.3.2    Продолжительность оптического сигнала

Продолжительность оптического сигнала должна составлять от 25 с до 5 мин после включения сигнализации.

Отключение системы тревожной сигнализации должно приводить к немедленному прекращению сигнала.

6.3.3    Тип оптического сигнала

Прерывистое включение всех указателей поворота и (или) источника освещения салона транспортного средства, включая все фонари в той же электрической цепи.

Частота срабатывания — (2 + 1) Гц.

В отношении звуковой сигнализации допускаются асинхронные сигналы.

Период включения равен периоду отключения +10 %.

6.4    Радиосигнализация (устройство поискового вызова) — в случае установки

СТСТС может обеспечивать возможность генерирования тревожного сигнала на основе передачи радиосигнала.

6.5    Блокировка включения системы тревожной сигнализации

Во время работы двигателя должна быть исключена возможность преднамеренного или

случайного включения системы тревожной сигнализации.

6.6    Включение и отключение СТСТС

6.6.1    Включение

Допускаются любые приемлемые средства включения СТСТС при условии, что такие средства исключают возможность случайного включения ложных сигналов.

6.6.2    Отключение

Отключение СТСТС должно обеспечиваться одним из указанных ниже устройств или их сочетанием. Допускается установка других устройств, имеющих эквивалентные характеристики.

6.6.2.1    Механический ключ (соответствующий приложению Л), который может использоваться в сочетании с системой централизованной блокировки дверей транспортного средства, имеет не менее 1000 возможных комбинаций и предназначен для применения снаружи.

6.6.2.2    Электрическое (электронное) устройство, например прибор дистанционного управления, которое имеет не менее 50000 возможных комбинаций и которое должно иметь переменные коды, и (или) требующее не менее 10 дней на опробование 50000 возможных комбинаций. Например, не более 5000 комбинаций за 24 ч.

6.6.2.3    Механический ключ или электрическое (электронное) устройство в пределах защищаемого салона с регулируемой задержкой срабатывания при выходе или входе.

6.7    Задержка срабатывания при выходе

Если устройство включения СТСТС установлено в пределах защищаемой зоны, то должна быть предусмотрена задержка срабатывания при выходе. Должна быть обеспечена возможность установки времени задержки срабатывания при выходе в пределах от 15 до 45 с с момента задействования включателя. Период задержки может регулироваться с учетом потребностей каждого отдельного пользователя.

6.8    Задержка срабатывания при входе

Если устройство отключения СТСТС установлено в пределах защищаемой зоны, то должна быть обеспечена задержка до включения звуковых и оптических сигналов продолжительностью не менее 5 и не более 15 с. Период задержки может регулироваться с учетом потребностей каждого отдельного пользователя.

6.9    Дисплей индикации режима

6.9.1    Для обеспечения информации о режиме СТСТС (включена, отключена, период включения тревожного сигнала, тревожный сигнал) допускается установка оптических дисплеев внутри и снаружи салона. Сила света оптических сигналов на приборах, установленных снаружи салона, не должна превышать 0,5 кд.

6.9.2    Если предусмотрена индикация кратковременных «динамических» процессов, как например изменение режима «включено» на «отключено» и наоборот, то она должна быть оптической в

6

1

Фонари, используемые в качестве части оптических сигнальных устройств и включенные в стандартную систему освещения транспортного средства, могут не отвечать эксплуатационным параметрам, изложенным в 7.1, и не должны представляться на испытания, перечисленные в 7.2.

7

2

См. сноску к 4.4.1.

3

1 — Германия, 2 — Франция, 3 — Италия, 4 — Нидерланды, 5 — Швеция, 6 — Бельгия, 7 — Венгрия, 8

—    Чехия, 9 — Испания, 10 — Югославия, 11 — Соединенное Королевство, 12 — Австрия, 13 — Люксембург, 14

—    Швейцария, 15 — (не присвоен), 16 — Норвегия, 17 — Финляндия, 18 — Дания, 19 — Румыния, 20 — Польша, 21 — Португалия, 22 — Российская Федерация, 23 — Греция, 24 — (не присвоен), 25 — Хорватия, 26 — Словения, 27 — Словакия, 28 — Беларусь, 29 — Эстония, 30 — (не присвоен), 31 — Босния и Герцеговина, 32

—    36 (не присвоены) и 37 — Турция. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения «О принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств» или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщены Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

3