Купить ГОСТ Р МЭК 60034-6-2012 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Объектом стандартизации являются компоновка системы охлаждения и методы перемещения хладагента во вращающихся электрических машинах, классификация методов охлаждения и применяемая система их обозначений. Обозначение метода охлаждения состоит из букв IC и последующих цифр и букв, обозначающих устройство контура охлаждения, тип хладагента и способ его перемещения. Применяется как полная, так и упрощенная система обозначений. Полная система применяется в случае, когда упрощенная система неприменима.
Идентичен IEC 60034-6(1991)
1 Область применения
2 Определения
3 Система обозначений
4 Цифровая характеристика устройства контура охлаждения
5 Характеристическая буква для обозначения типа хладагента
6 Характеристическая цифра для способа перемещения хладагента
Приложение А (справочное) Используемые обозначения
Приложение В (справочное) Сравнение примеров из первого и второго изданий стандарта МЭК 34-6
Дата введения | 01.06.2014 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.10.2014 |
Актуализация | 01.01.2021 |
23.11.2012 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1112-ст |
---|---|---|---|
Разработан | ВНИИНМАШ | ||
Разработан | ФГБОУ ВПО НИУ МЭИ | ||
Издан | Стандартинформ | 2014 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСТР
мэк
60034-7-
2012
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
Ч а с т ь 7
Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)
IEC 60034-7:2001 Rotating electrical machines - Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position
(IM Code)
(IDT)
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2014 |
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 333 «Вращающиеся электрические машины»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. № 1113-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 60034-7:2001 «Машины электрические вращающиеся. Часть 7. Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)» (IEC 60034-7 «Rotating electrical machines - Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).
© Стандартинформ, 2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Конструктив
ное
исполнение
Обозначение и эскиз (см. 3.5)
Чи
сл
о
по
дш
ип
ни
ко
в
го
CL
-8-
Третья цифра
Лапы
(редук
тор)
о;
го
о_
о
\—
СО
0 (горизонтальный вал, лапы внизу)
1 (передним щитом вниз)
3 (передним щитом вверх)
5 (передний щит слева, лапы сзади)
6 (передний щит справа, лапы сзади)
7 (горизонтальный вал, лапы сверху)
Нормальное расположение лап (без редуктора)
IM 1001 | ||||||||
|
IM 1011
1И
IM 1031
га
IM 1051
IM 1061
IM 1071 | ||||||||
|
Приподнятые лапы (без редуктора)
IM 1101
Нормальное расположение лап (без редук-тора)
Приподнятые лапы (без редуктора)
Не назначено
Не назначено
Нормальное расположение лап, встроенный редуктор с выходным валом, параллельным вход-ному
Нормальное расположение лап, встроенный редуктор с выходным валом, перпендикулярным входному
Не назначено
Не назначено
IM 1231
т 1201 IM 1211 | ||||||||||
|
IM 1301
* I -*.м I л
т 1601
IM 1701 |
П-
К
IM 1251 CF
IM 1261
IM 1271
IM 1611
DZ
о
го
■=с
го
Q-
-8-
IM 1631
IM 1651
IM 1661
ч:
со
о
го
<=Л
го
О.
-8-
ffl
IM 1671 |
ГО
О
X
c
ct
CD
Cl
C
(D
X
ГО
ro
m
x
CD
m
ro
Cl
c
ro
00
о
Ct
о
IM 1731
IM 1751
-0
fc
Q.
Ь
о
го
ш
0
1
го
1=
о
П
1=
о
П
IM 1761 Tlrt]
Ш
IM 1771
Cl
-8-
=T
X
X
_0
fc
Cl
(D
ГО
m
_0
Cl
О
c
(D
X
9
Таблица 6 — Значения второй и третьей (только для машин на лапах, с фланцем и цифр кода для первой цифры 2 встооенными подшипниками1* |
Таблица 7 - Значение второй и третьей цифр для первой цифры 3 (только для машин с фланцевым креплением и встроенными подшипниками с фланцем |
11
Таблица 8 - Значения второй и третьей цифр для первой цифры 4 (только для фланцевых машин с встроенными подшипниками с фланцем, являющимся частью |
13
Конструктивное исполнение
Лапы
Число
встро
енных
под
шип
ников
го
Cl
-8-
Обозначение и эскиз (см. 3.5)
Третья цифра
Число
стояковых
подшип-ников
о;
го
Q-
(без фундаментной плиты)
1
(с фундаментной плитой)
IM 6000
IM 6010
Нор
мальное
располо
жение
1
(на стороне D)
ж?
Припод
нятое
располо
жение
IM 6100
IM 6110
1
(на стороне D)
— | ||
1- * |
IM 6201
IM 6211
Нор
мальное
располо
жение
1
(на стороне D)
1
(на стороне
N)
Припод
нятое
располо
жение
1
(на стороне D)
IM 6301
IM 6311
1
(на стороне N)
Не назначено
Не назначено
IM 6600
IM 6610
Нор
мальное
располо
жение
1
(на стороне D)
Атш: |
Приподнятое -расположение
1
(на стороне D)
IM 6700
n™ -v.w,',vW.vw.
IM 6710
IM 6811
Без лап
ISt
Таблица 11- Значения второй и третьей цифр для первой цифры 7 (машины только со стояковыми подшипниками)
Конст
руктив
ное
испол
нение
£
03 q_
gf
ш 13-
Обозначение и эскиз (см. 3.5)
Лапы
Число
стоя
ковых
под
шипни
ков
Третья цифра
0
(без фундаментной и опорных плит)
1 2
(с фундаментной (с опорной пли-плитой) той)
(с фундаментной и опорной плитами)
Нор
мальное
распо
ложение
IM 7001 | |
0 |
IM 7011 |
IM 7021 |
IM 7111
IM 7121
Припод
нятое
распо
ложение
IM 7101 |
t_p
IM 7211
Нор
мальное
распо
ложение
IM 7201 |
IM 7301
Ч.'.ЧЧЧЧХ'-
IM 7221 |
Припод
нятое
распо
ложение
hr
IM 7400
IM 7311 г
■e@zm
t_I
IM 7321 |
IM 7410
Нор
мальное
распо
ложение
и A-b—r-JicL, Sr1 j S |
IM 7430 |
IM 7500
IM 7510
IM 7530
Припод
нятое
распо
ложение
IM 7520 | ||
^ wwt wwm wi.\u |
Аипяттщтдш жЦ |
15
Конструктивное исполнение
Обозначение и эскиз (см. 3.5)
Положе
ние
упорного
подшип
ника
Третья цифра
Вал
Ма
ховик
IM 8001
Нет
Есть
Нет
I_JL
Ж
IM 81 ОС
IM 8011 з1]г
-т
IM 8021
4
IM 8041
IM 8031 |
IM 8110
IМ 8120
IM 8140
Нет
Нет
Нет
JEL
¥
Под
ротором
Есть
Нет
IM 8201
IM 8211
Т
IM 8221
Ж
¥
IM 8231
I-¥-1
IM 830C
Под
ротором
Нет
Нет
IM 8310
А,
ш
IM 8411
IM 8320
IM 8421
Над
ротором
Есть
Нет
□Р
Над
ротором
Нет
Нет
IM 8510
}!|с
ср
Над
ротором
Есть
Есть
IM 8621
I
IF
IM 8721
Над
ротором
Есть
Есть
IM 3820
Над
ротором
Нет
Есть
ж
Не покрывает третьих цифр от 0 до 4, направление вала не предписано |
Приложение А (справочное)
Соответствие кодов I и II
Соответствие кодов I и II приведено в таблицах А1 и А2. Таблица А.1 - Соответствие кодов I и II для машин с горизонтальными валами (IM В...) | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица А.1 - Соответствие кодов I и II для машин с вертикальными валами (IM V...) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
18
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ Ч а с т ь 7
Классификация типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов (Код IM)
Rotating electrical machines Part 7: Classification of types of construction, mounting arrangements and terminal box position (Code IM)
Дата введения - 2014-06-01
1 Область применения и определения
1.1 Область применения
Настоящий стандарт касается кодировки IM - классификации типов конструкций, монтажных устройств и расположения коробок выводов.
Применяются следующие две системы классификации:
- код I (см. раздел 2): буквенно-цифровое обозначение для машин со встроенными подшипниками и только одним выступающим концом вала;
- код II (см. раздел 3): цифровое обозначение, применимое к более широкому диапазону типов машин, включая машины, описанные в коде I.
Типы машин, не попадающие в код II, должны иметь полное словестное описание.
Связь между кодами I и II дана в Приложении А.
1.2 Определения
Для целей настоящего стандарта применяются следующие определения.
1.2.1 тип конструкции (type of construction): Расположение частей машины с целью ее крепления, расположения подшипников и выступающего конца вала [МЭК 60050(411)-13-34]
1.2.2 расположение устройства для крепления (mounting arrangement): Ориентация машины как целого по отношению к оси вращения и монтажным устройствам [МЭК 60050(411)-13-35]
1.2.3 выступающий конец вала (shaft extension): Часть вала, выступающая за крайний подшипник [МЭК 60050(411)-13-07]
Примечание - Подшипник может быть частью машины или частью конструкции, включающей машину и дополнительный(ые) подшипник(и).
1.2.4 сторона машины со стороны привода (сторона D) (drive-end of a machine (D-end)): Сторона, соответствующая выходному концу вала [МЭК 60050(411)-13-36]
Примечание - Обычно это конец вала двигателя, к которому подсоединяется механизм, или конец вала генератора, присоединяемый к турбине.
В случае если для некоторых машин это определение не является адекватным, под стороной D понимается следующее:
a) если машина имеет два выступающих конца вала, то это сторона, с которой выступающий конец вала имеет больший диаметр;
b) если машина имеет два выступающих конца вала - один цилиндрический, а другой конический, то это сторона, с которой расположен цилиндрический конец вала;
c) другие варианты присоединения - либо в соответствии со стандартом МЭК 60034-8, либо по соглашению.
Примечание - Внешний диаметр фланца принимается за диаметр выступающего конца
вала.
1.2.5 сторона машины, обратная стороне D (сторона N) (non-drive end of the machine (N-end)): Сторона, обратная стороне привода [МЭК 60050(411)-13-36].
Издание официальное
УДК 621.313.3 МКС 29.160
Ключевые слова: машины электрические вращающиеся, классификация типов конструкций, коды обозначений
2 Код I (буквенно-цифровое обозначение)
2.1 Обозначение машин с горизонтальным расположением вала
Таблица 1- Обозначения для машин с горизонтальным расположением вала (IM В...) |
В коде I машина с горизонтальным валом обозначается буквами IM (International Mounting), далее, через пробел, - буквой В, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 1, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.
2
Обо
зна
че-
ние
Эскиз
Число
подшип
никовых
щитов
Лапы
Фланцы
Другие
детали
Тип крепления (горизонтальный вал)
В1
5
ft
яяяши
С лапами
Отсутствует щит или передний подшипник. Дополнительное крепление в передней части корпуса
Установка на нижних лапах с дополнительным креплением на корпусе
В2
0
Ц : | |
\w\w\v 1 1 |
С приподнятыми лапами
Установка на лапах, лапы снизу
В2
5
bp |
С приподнятыми лапами
С фланцем
Фланец на переднем щите с доступом сзади
Установка на лапах с дополнительным креплением фланца
ВЗ
0
Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе
Установка на опорах
ВЗ
4
а_ | ||
У |
С лапами
С фланцем
Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу сзади
Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца
IM | |
ВЗ 5 |
-EZ ТО |
С лапами
С фланцем
Фланец на переднем щите с доступом сзади
Установка на лапах, лапы снизу с дополнительным креплением к передней части фланца
2.2 Обозначение машин с вертикальным расположением вала
В коде I машина с вертикальным валом обозначается буквами IM, далее, через пробел, - буквой V, одной или двумя цифрами, как показано в таблице 2, и дополнительной буквой, как показано в 2.3.
3
Таблица 2 - Обозначения для машин с вертикальным расположением вала (IM V...)
Обо
зна
че-
ние
IM
VI
IM
V2
IM
V3
IM
V4
IM
V5
IM
V6
Эскиз
Число
подшип
никовых
щитов
Лапы
Фланцы
Тип крепления Другие (вертикальный
детали вал)
:—] j | ||
i | ||
—i— | ||
"1 |
ф | |
iii | ||
i | ||
1 j | ||
d |
r-Ьп |
lLl
ч
2
2
2
2
2
2
С фланцем
С фланцем
С фланцем
С фланцем
Фланец на переднем щите с доступом сзади
Фланец на заднем щите с доступом спереди
Установка на передней стороне фланца вниз передним щитом
Установка на фланце заднего щита, передним щитом вверх
Фланец на переднем щите с доступом сзади
Установка на фланце переднего щита, щитом вверх
Фланец на заднем щите с доступом спереди
Установка на задний фланец, вниз передним щитом
С
лапами
Установка на лапы,передним щитом вниз
С
лапами
Установка на лапы,передним щитом вверх
Отсутствует передний щит или подшипник
Отсутствует передний щит или подшипник
Установка на передней части корпуса вниз
Установка на передней части корпуса вверх
Обо
зна
чение
Эскиз
Число
под
шипни
ковых
щитов
Лапы
Фланцы
Другие
детали
Тип крепления (вертикальный вал)
IM VI0
IM VI4
—1~ \ | ||
V |
Ег'л | |
«а |
г+п | |
1 —i— —i~. |
2
2
С фланцем
С фланцем
Специальный
передний
фланец
Специальный
передний
фланец
лапами
С фланцем
Фланец на переднем щите
с доступом сзади
Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вниз Установка на передней стороне переднего фланца передним щитом вверх Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз
[ |
Г | |
—i— |
С фланцем
Специальный передний фланец
Установка на задней части фланца валом вверх
С фланцем
IM
VI8
2
С фланцем
IM
VI9
2
С фланцем
Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу
Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу
Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу
Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вниз
Установка на передней части фланца валом вниз
Установка на передней стороне переднего фланца валом кверху
5
Обо
зна-
че-
ние
IM
V30
IM
V31
Эскиз
Число подшипниковых щитов
Лапы
Фланцы
Другие детали
Тип крепления (вертикальный вал)
2
2
лапами С фланцем |
лапами С фланцем |
Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе
Три или четыре опоры на щите (щитах) или корпусе
Фланец на переднем щите с доступом сзади
Втулка на переднем щите, нет доступа к переднему фланцу
Установка на опорах передним щитом вниз
Установка на опорах передним щи том вверх
Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх
Установка на лапах с дополнительным креплением передней части фланца валом вверх
2.3 Расположение коробки выводов
Положение коробки выводов обозначается заглавной буквой в соответствии со следующими правилами:
a) у машин на лапах при виде со стороны D лапы расположены внизу (как часовая стрелка, указывающая на 6 часов);
b) у машин только с фланцевым креплением и водоотводами при виде со стороны D водоотводы смотрят вниз (указывают на 6 часов);
c) другие варианты не обозначаются.
Обозначения приведены в следующей таблице:
Обозначение конструкции |
Расположение коробки выводов | |
ТИП |
положение часовой стрелки | |
R |
Правое |
3 часа |
в |
Нижнее |
6 часов |
L |
Левое |
9 часов |
т |
Верхнее |
12 часов |
Нет |
Не обозначается |
6
3 Код II (цифровое обозначение)
3.1 Обозначение
В коде II машины обозначаются буквами IM (International Mounting) и, через пробел, - четырьмя цифрами:
- первые три цифры обозначают особенности конструкции (см. 3.2 и 3.4);
- четвертая цифра обозначает форму выходного конца вала (см. 3.3);
- если после четвертой цифры используется буква, то она обозначает положение коробки выводов в соответствии с 3.5.
3.2. Значение первой цифры
Значение первой цифры поясняется в таблице 3.
Таблица 3 - Значение первой цифры кода__
Первая цифра |
Значение |
Номер таблицы, соответствующий третьей и четвертой цифрам |
0 |
Не назначено |
- |
1 |
Машины на лапах только со встроенными подшипниками |
5 |
2 |
Машины на лапах и с фланцем только со встроенными подшипниками |
6 |
3 |
Машины фланцевые только со встроенными подшипниками и фланцем на щите |
7 |
4 |
Машины фланцевые только со встроенными подшипниками и фланцем, не объединенным со щитом, а являющимся частью корпуса или других частей машины |
8 |
5 |
Машины без подшипников |
9 |
6 |
Машины со встроенными и стояковыми подшипниками |
10 |
7 |
Машины только со стояковыми подшипниками |
11 |
8 |
Вертикальные машины с конструкцией, не охватываемой позициями с первой цифрой от 1 до 4 |
12 |
9 |
Машины со специальными устройствами для установки |
13 |
3.3. Значение четвертой цифры Значение четвертой цифры поясняется в таблице 4. Таблица 4- Значение четвертой цифры кода | ||||||||||||||||||||||
|
7
3.4. Значения второй и третьей цифр
Значения второй и третьей цифр поясняются в таблицах 5 - 13 в зависимости от первой цифры обозначения машины, указанной в таблице 3.
3.5. Расположение коробки выводов
Положение коробки выводов указывается в обозначении машины заглавной буквой в конце в соответствии со следующими правилами:
a) у машин на лапах при виде со стороны D лапы расположены внизу (как часовая стрелка, указывающая на 6 часов);
b) у машин только с фланцевым креплением и водоотводами при виде со стороны D водоотводы смотрят вниз (указывают на 6 часов);
c) другие варианты не обозначаются.
Обозначения приведены в следующей таблице:
Обозначение конструкции |
Расположение коробки выводов | |
тип |
положение часовой стрелки | |
R |
Правое |
3 часа |
в |
Нижнее |
6 часов |
L |
Левое |
9 часов |
т |
Верхнее |
12 часов |
Нет |
Не обозначается |
3.6. Примеры обозначений
В таблицах 5-13 общие типы конструкции и крепления машин показаны в виде эскизов, а их обозначения приведены в виде четырехцифровой индексации. Возможно применение другой четвертой цифры в соответствии с таблицей 4. Отсутствие эскиза в этих таблицах не означает, что обозначение неприменимо.
Комбинация цифр, значение которых поясняется в соответствующих таблицах, может обозначать реальную конструкцию. Некоторые из этих комбинаций могут не иметь практического значения.
8