Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

389.00 ₽

Купить ВСН 39-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин автомобильных дорог.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Расчет конструкций укрепления обочин

2.1 Основные положения расчета

2.2 Определение требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы

2.3 Определение расчетных показателей грунтов земляного полотна

2.4 Порядок расчета

3 Материалы для укрепления обочин

4 Технология производства работ

5 Выбор экономически рациональной конструкции укрепления обочин

5.1 Общие положения

5.2 Выбор конструкции укрепления обочин на стадии разработки проекта строительства дороги

5.3 Выбор конструкции укрепления обочин эксплуатируемых дорог

6 Определение годового экономического эффекта

Приложение 1 Пример расчета конструкции укрепления обочин

Приложение 2 Выбор экономически рациональной конструкции укрепления обочин

Приложение 3 Таблицы расчетных значений модуля упругости материалов для укрепления обочин

Приложение 4 Таблицы для экономического выбора рациональной конструкции укрепления обочин

Список нормативной литературы

 
Дата введения01.07.1980
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия23.05.2003
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

20.03.1979УтвержденМинавтодор РСФСР
РазработанСоюздорнии Минтрансстроя
РазработанГипродорнии Минавтодора РСФСР
РазработанМАДИ
ИзданТранспорт2000 г.

Technical Guidelines to Stabilization of Roadsides

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 39-79 Мияавтодор РСФСР

МОСКВА 2000

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Утверждены Министерством автомобильных дорог РСФСР 20.03,79 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВСН 39-79 Мнаавтодор РСФСР

МОСКВА 2000

2.3. Определение расчетных показателей грунтов земляного полотна

2.3. К Количество и толщина слоев укрепления в значительной степени зависят от характеристик грунтов земляного полотна. В этой связи в табл. 2.2 приведены сведения о дорожно-климатическом районировании с детальным разделением наиболее сложных в рассматриваемом вопросе И и Ш зон на климатические районы.

Таблица 2.2

Me района (см. табл. 2. 4)

Дорожио-

кдимачическая

зона

Географическая граница района

i

П

Европейская чааь И дорожно-климлтической зоны западнее линии: Мерсрагс (Латвийская ССР) — Биржай — Укмерге — Лаздняй (Литовская ССР)

2

Европейская часть И дорожи о-климатической зоны до границы районов I—И и 3—И

3

Европейская часть И дорожно-климатической зоны к югу от линии: Ковров (Владимирская область) — Чухлома (Костромская область) — Никольск (Вологодская область) — Опарине — Лойно (Кировская область) — Ку дымка р-Оса (Пермская область)

Азиатская часть И дорожно-климатической зоны севернее линии: Североуральск (Свердловская область) — Урай-Волчары (Ханты-Мансийский национальный округ) — Куптики — Новая жизнь (Томская область)

4

Азиатская часть И дорожно-климатической зоны к югу от границы района 3-П до линии: Артемовский — Тугулым (Свердловская область) — Омутинский (Тюменская область)

5

Азиатская часть \\ дорожно-климатической зоны к югу от границы района 4-й

2

П!

Европейская часть Ш дорожно-климатической зоны севернее линии: О кница (Молдавская ССР), Лохвица (Полтавская область) — Обоянь (Курская область) — Задонск (Липецкая область) — Ковров (Владимирская область) — Оса (Пермская область) — Аскино (Башкирская АССР) — Куса (Челябинская область)

3

И!

Европейская часть III дорожно-климатической зоны до границы районов 2-Ш н 4-Ш

Европейская часть III дорожно-климатической зоны к югу от линии: Новоспасское — Ульяновск (Ульяновская область) — Чистополь (Татарская АССР) — Сара пуль (Удмуртская АССР) — Дюр-тюли — Миндяк (Башкирская АССР)

10

Продолжение табл. 2.2

М района (См. табл. 2.6)

Дврожно-климагическая зона

Географическая граница района

5

Ш

Азиатская часть Ш дорожно-климатической зоны между линиями: Называеаск — Марьяновна (Омская область) и Базов (Томская область) — Лебедеве (Новосибирская область)

Азиатская часть III дорожно-климатической зоны к западу от границы района 4-Ш до линии Фершампенуаз —* Аргаяш (Челябинская область)

2.3.2.    В таблицах 2.3, 2.4 и 2.5 приведены данные, необходимые для расчета слоев укрепления» соответственно условиям увлажнения земляного полотна» видам используемых при сооружении земляного полотна грунтов» а также данные о влажности грунтов обочин в зависимости от материала верхнего слоя укрепления и климатических условий.

2.3.3.    Расчетные модули у пру гот» грунтов в зависимости от указанных в пп. 2.3.1 и 2.3.2 условий приведены в табл. 2.6.

Таблица 23

Тип местности

3*

характер и степень увлажнения

Признаки увлажнения

1

Сухие места

Поверхностный сток обеспечен» грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов

2

Сырые моста

Поверхностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов. Весной и осенью появляется застой воды на поверхности. Почвы с признаками поверхностного заболачивания

3

Мокрые места

Грунтовые воды или длительно стоящие (более 20 сут) поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи грунтов. Почвы торфяные, оглеенные, с признаками заболачивания или солончаки

Постоянно орошаемые территории засушливых областей

Примечание. Грунтовые воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов в случаях» когда уровень грунтовых вод в предморозный период ниже расчетной глубины промерзания: на 2 м и более — в глинах» суглинках, тяжелых и тяжелых пылеватых; на 1,5 м и более — в суглинках легких и легких пылеватых, в супесях пылеватых и тяжелых пылеватых.

2* 11

Zl


5 За

* go

j а **o > n s с

** * о


с?

к?

СП

4^

СО

СО ?0 —

05 to *—

о?ю»-

СбЮ^т*

С*Э40*—

СО ЬС .

OIK»-

ООО

ООО

ООО

ООО

ООО

Ооо

ООО

85 S 01

а а"0*

•41 g»a>

*N0 0

Сл

U gici

v‘gfcn

N0)01

СЛ

о©

аа®

Я°о

ел S'о

®Яо

U сл ©

оРо • ст>* мело

vTs£

р

NOO

ООО

Ui

! 1 1 ООО

1 11 ООО

i ! i

ООО

ООО

iva

а’ч'а

Vj ъ>

Сп

*ы чЬ

СП

N4 01 СЛ СП

av8

"-N N4 01

Cl СЛ

а

ос>

о - О 05 О** О; Сп о 1 1 1

РР©

0    слог Сл СГ>

1    I 1

о.°о

- СП *

N СП П

1 t (

о-° о

U 01©

f f 1

©Р©

g О 1 | |

о о- о

* 05*

*4 СЛ СП

©Р о

rfr

1 1 ! о о о

' L > р © о

( 1 I ООО

1 1 I ООО

* > 1 ООО

oii

) 1 1 оо о

N*•10

СП

U U о

СП

зг*&

"'-I NC1) СЛ Сл

-л ^зЪ>

СЛ Сл

ava

U «N05 СЛ сп

ооР

’ ч СП "Ч -s) от ! 1 !

О о ч “ О -N “N*

СП СП -N t ! I

©Р о

* СТ>«

*4СПСГ>

0    о - о*

"N* 05 Сл *"-1 kj\

1    1 t

О- О

* *Ч|ч

ОО СЛ N1 t 1 t

о-°о

« 'N*■

00    СЯ *N1

1    1 1

Рч*Я

СОСЛ *N1

1 i i

1 1 ' ООО

1 1 1 ООО

1 1 1 ООО

1 1 I

ООО

1 1 I ООО

ООО

i I 1 op о

Ъо ooU

СП

gfgfTO

"ooUU

СЛ

"со оо'м

СЛ сл

О go оо

o"oo оо СЛ

“cD gCO

о

ро*

*■ * СП *•*4 *Ч1СЛ

1 1 т

овЯ

ГГ?

о

о*1о

СЛ СП

tit

on -N *-4

СП

С> Q М-°Ъ>

СЛ “>1 ОН 1 \ 1

0^0

а®*а

i 1 1

рР о * N*

<jKCQt*M

ООО

tfcoob»

О О* О

"т?т*

1 L 1

ООО

oSooVi

сд.

ООО

■“аа

ООО

00*00V/

ООО

а’0

i 1 L pop

^6gOCft


>U

О oP

ppp

РРъ

Pep

о о

Yvf

& OS l T i

СЛ 8l OS i t 1

O'U os i i T

T'Vf5

ООО

О © Cft

ООО

ppp

ООО

NNN

VjU о

ooVjjft

CONN

Ъл°^4^

СЛ Ol

Ol СЛ

OlO*

СЛ

Сл


о о

0J 8J о


0,65-

0,7-

0,7-

р-«р

СЛ СП 1 1 1

вр.

"Ucn

ООО

ООО

ре

’аа*'*

-*1 *ч| сл

сл Сп

ел

<7> Хл *^»Сп

О ООО 8


О ос


Сл --4 Сл о> -N 0! о сл*-4 £л сл"*>-а 0j ел -n с.и

UI Ш ill Ш III III

00 М5»    00SM OOnTnI OCOoVl

Сл 2л Ui    сдсл    сп    pi


■Nfe района (см табл 2 2)


Тин местности по условиям увлажнения


>

л

ev -в-


3=

О Л

л К


*1

3


15 -t Bvc

Й5

21« s ы


53


fi

&


is *з

S§8


c*

я

я

я


Продолжение габл. %4

X

f-

W

я

х я

X

о

См*

X

►*

о 1 *

Расчетная влажность грунта (в долях от границы текучести) под обочинами, укрепленными различными материалами

* о 6*

х К

©ЧЭ

j 2 v

Асфальто

бетон.

Цементо

бетон

Дегтегрунт,

битучогрунт

Щебень при плотности, г,сч*

Лестно-

гравийная

смесь

5 *

йп

о »

чгт

а. .

*    5 * g>.s

*    в в

ь с

1.5

1.9

2,а

2 Л

I

2

3

4

5

6

7

8

9

19

и

4

1

2 3

0.6

0,65

0,65

0,6-0,65

0,65-0,7

0,65-0,7

0,6-0,65

0,65—0,7

0,65-0.7

0,65-0,7

0,7-0,75

■0,7-0,75

0.65-0,7

0,65—0,7

0,7-0,75

0.6-0,65

0,65-0,7

0,65-0,7

0,6-0,65

0,65-0,7

0,65-0,7

0,6-0,65

.0,65-0,7

0,65-0,7

5

1

2

3

0,6

6,65

0,65

0,6

0,65

0,65

0,6

0,65

0,65

0,6-0,65

0,65-41,7

0,65-0,7-

0.6

0,65-0,7

0,65-0,7

0.6

0,65

0,65

0,6

0,65

0,65

0,6—0,65

0,65-0,7

0,65-0,7

IV

!

2

3

0,6

0,65

0,65

0.6

0,65-0,7

0,65-0,7

0,6

0,65—0,7

0,65-0,7

0,65—0,75 0,7-0,8 0,7—0,8

0,6-0,7 0.65-0,75 0,65—0,75

0,6—0,7 0,65-0,7 0,65—0,7

0.6-0,65

0,65-0,7

0,65—0,7

0,6—0,7 0,65—0,7 0,65-0,7

V

1

2

3

0,6

0,6-0,65

0,6—

-0,65

0,6

0,6-0,65

0,65-0,75

0,6

0,6-0,65

0,65

0.6-0,7 0,6-0,7 0.6-0.7

0,6-0,65

0,65-0.7

0,65-0,75

0,6-0,65

0,65-0,7

0,65—0.7

0,6

0,65-0,7

0.65-0,7

0,6-0,65 0,6-0,7 0,65—0,7

Примечания, ) Меньшие значения влажности принимаются для грунтов группы А, большие для грунтов группы С* средние значения для грунтов группы Б.

2.    При возникновении трещин в асфальтобетонном покрытии рекомендуется принимать значения влажности такими же, как для цементобетонного покрытия.

3.    При возникновении трещин в дегтегрунте рекомендуется принимать значения влажности такими же, как для щебня с плотностью 2,20 г/см3.

Наименование грунтов

Группа грунтов

А

В

С

Супеси легкие и непы^с»а*ше и оптимальные смеси Легкие и тяжелые непылеватые суглинки, глины Супеси пылеватые и тяжелые пылеватые, суглинки легкие пылеватые и тяжелые пылеватые

2.3.4. При использовании в конструкциях укрепления обочин армирующих слоев из синтетических материалов тканого и нетканого типа расчетные модули упругости грунтов, указанные в табл 2.6, должны быть повышены на 20%

Таблица 2.6

Относительная влажность грунта

Г румт

0.6

0.65 |

0.7

0.75

0,8

0.В5

0.9

Расчетный модуль упругости грунта кгс/см*

Песок мелкий

1000

1000

1000

1000

1000

1000

1000

» пылеватый

500

500

500

500

500

500

500

Супесь легкая крупная

600

600

600

600

600

600

600

» » непылеватая

450

420

390

370

350

Супесь пылеватая, суглинок и глина

600

420

340

280

240

210

200

2А Порядок расчета

2.4.1. Порядок расчета количества и толщины слоев укрепления состоит в следующем:

устанавливают модули упругости используемых в укреплении материалов (см. приложение 3). При использовании местных или других материалов, данные по которым отсутствуют в этом приложении, следует провести испытания в лаборатории по методикам, изложенным в соответствующих документах приложения 5;

устанавливают модуль упругости £0 грунта земляного полотна. Для этого последов ал ел ьн о определяют дорожно климатическую зону и район проведения работ {см табл 2 2), тип местности по условиям увлажнения (см табл 2 3); вид грунта земляного полотна (см табл 25), расчетную влажность при выбран ном материале верхнего слоя укрепления (см табл 2 4) расчетный модул» упругости £0 грунта земляного полотна (см. табл. 2.6);

определяют отношения £0/£, и h(D, где £\ и h ~ соответственно модуль упругости и толщина слоя материала контактирующего с грунтом земляного полотна; D — расчетный диаметр штампа, равный 33 см (см п. 1 15);

определяют по номограмме (рис. 2 2 — отысканием точки пересечения значений Е0{ и h(D) )начение а и соответственно £0rm~£i's.

2 4 2 После выполнения расчетов по п 24 1 проверяют соблюдение условий (2.1 1) При их удовлетворении принятая толщина обеспечивает работу укрепленной обочины в заданном режиме деформирования Если условие (2 1.1 ) не удовлетворено или суммарная толщина слоев укрепления больше 2/з толщины дорожной одежды проезжей части, используют следующие мероприятия:

14

0 OJ 8,2    0,3    8,lt    8,5


д


Рис. 2,2. Номограмма для расчета слоев укрепления обочин: Не — модуль упругости грунта; £( — то же слоя укрепления; o6ui то же* укрепления, получаемый в результате расчета, h — толщина слоя укрепления; j

штампа, равный 33 см


конструкции О — диаметр


(5


применяют для укрепления материалы с более высоким модулем упругости

вводят промежуточный слой из материалов, имеющих модуль упругости не менее чем на 30% *ыше модуля упругости грунта земляного полотна.

После применения одного из указанных мероприятий расчет следует повторить.

2.4 3. При введении о конструкцию укрепления промежуточного слоя (трехслойная система) расчет укрепления следует вести последовательно, определяя сначала £0«*ц для грунта земляного полотна н материала, промежуточного слоя, а затем, принимая полученное значение за £0. повторять расчет уже для ноёой, образованной при расчете двухслойной системы.

3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН

3.1 Для укрепления обочин используют следующие материалы: сборный цементобетон; асфальтобетон различных марок; черный щебень;

обработанные различными вяжущими щебеночные и гравийные ма1ериалы; укрепленный рйэличными вяжущими грунт; щебеночные, гравийные и другие несвязные материалы; грунтощебеночные (грунтогравийные) смеси.

Расчетные модули упругости этих материалов приведены в приложении 3. 3.2. Выбор материалов для укрепления обочин производят в зависимости от требований пи. 1.10 и I 14 с учетом их наличия и особенностей работы под нагрузкой в соответствующих климатических условиях, Рекомендуемый порядок расположения материалов в конструкции укрепления представлен из рис. 3.1. Особенности применения каждого материала устанавливают в соответствии с положениями документов, приведенных в приложении 5.

3 3 При укреплении обочин асфальтобетонами низших марок для улучшения их свойств целесообразно применять волокна асбеста илй стекловолокна из расчета 3—5 % от объема смеси. Длина вблокон используемого материала должна находиться в пределах 50—150 мм. Расчетные модули упругости армированного асфальтобетона следует повышать на 20%.

3 4 При укреплении обочин грунтами или материалами, обработанными различными вяжущими, дозировку вяжущего и технологию устройства слоев следует устанавливать в соответствии с положениями «Инструкции по применению грунтов. укрепленных вяжущими материалами для устройства оснований, покрытий дорог и аэродромов* (СН 25-75, Госстрой СССР, М „ 1975).

В случае отсутствия данных о пригодности для этой цели тех или иных грунтов или материалов, о требуемой дозировке вяжущих, а также о модуле упругости получаемой смеси, необходимо их определить в лаборатории по методикам, изложенным в СН 25-75.

З.Б. При укреплении обочин несвязными материалами следует руководствоваться «Указаниями по строительству дорожных грайнйных покрытий* (ВОН 7-72, Минавтодор РСФСР, М., Г972).

Для устройства слоев укрепления, контактирующих с колесами автомобилей, не следует использовать высокопрочные гравийные и щебеночные материалы без связующего грунта в оптимальном соотношении.

3.6,    Грунтощебеночные и грунтогравийные смеси являются местными материалами, поэтому их характеристики следует устанавливать на месте в дорожных лабораториях Ориентировочные значения модулей упругости некоторых местных материалов приведены в приложении 3.

3.7.    Укрепление обочин с использованием армирующих материалов (см. п. 2,3.4) предусматривает введение в конструкцию укрепления материалов, способных воспринимав растягивающие усилия.

Они закладываются:

под слой укрепления, если он выполняется из несвязных материалов или грунтов;

на границе между слоями укрепления, если оба слоя выполнены из связного материала, укладываемого в горячем виде, или один нз них из несвязного.

16

Л. > о- V fc

и

О 4 <j

,7 о о

*


Рис 3.1. Материалы слоев укрепления обочин


1

8


/ — асфальтобетон, цементобетон; 2 — щебеночные материалы, шлаки; 3 — укрепленный неорганическими вяжущими грунт. 4 — щебень, гравий с пропиткой вяжущими материала» ми, 6 “ ^Гравийные (щебеночные) материалы 6 — грунтогравийные. \ рунтощрйеночные материалы. отходы производства (кирпичный бой. отходы бетонных эавоюв, породы угольных шахт ит д }, 7 — битумоминеральные смеси, в —• бигумогруит, депегрунт; 9 —’ смктстч*

ческие материалы

При использовании для армирования обочин синтетических материалов тканого и нетканого типа расчетные модули упругости соответственно грунта или материала нижележащего слоя увеличивают на 20%

3,8. Гидроизоляционную защиту грунтов обочин от воздействия поверхностных вод осуществляют следующими способами

устройством сдоя асфальтобетона минимальной толщины согласно табл. 26 СНиП П-Д.5-72;

устройством на верхнем слое укрепления поверхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими w смолами, то с укладкой промежуточного щебеночного слоя толщиной 5 СМ;

применением синтетических пленочных или пленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимых тонким слоем путем наб-рызга на основание нижнего слоя укрепления;

смазкой торцов дорожной одбжды одним из видов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления.

3.&. Укрепление травосеянием применяют при грунтах, имеющих рН>5. Для посева травы растительная земля должна содержать необходимые компоненту питательных веществ При использовании бедных растительных почв их обогащают органическими и минеральными удЬбрениями.

3 668    17

При укреплении травосеянием состав смеси и нормы высева следует принимать в соответствии с «Методическими указаниями по технологии укрепления земляного полотка шдропосевом Многолетних трав» (ЦНИИС Минтрансстроя СССР, М, 197 U.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

4.1.    Работы по укреплению обочин автомобильных дорог выполняют в соответствии с технической документацией.

4.2.    Работы по укреплению обочин производят с учетом:

интенсивности движения по дороге;

ширины проезжей части;

ширины обочины;

применяемой конструкции укрепления;

мест расположения материалов;

наличия стационарных или передвижных установок для приготовления грунтоаяжущих смесей н возможности размещения этих установок;

состава и количества машин, имеющихся в распоряжении дорожных организаций, выполняющих работы по укреплению обочин.

4.3.    Укладку слоев укрепления производят в соответствии со СНиП Ш-40-78 и с рекомендациями нормативных документов [1—16].

4.4.    Машины и механизмы для производства работ, а также порядок их работы следует принимать в зависимости от способа и конструкции укрепления, указанных в таблицах 4.1 —4,3.

Таблица 4.1

Варианты конструкций обочин с одним слоем укрепления

Вид укрепления обочин

при использовании о слое укрепления связник материалов

при использовании в слое укреплении НОГ II явных

Приготовление материала непосредственно на обочине (грунто-нижущие смеси)

При» отопление материала для { укреплений в установке за пределами зем л иного полоша

материалов

Привозной

материал

Укрепление с использованием грунта обочины

I

11

Укрепление без использования грунта обочины, который при устройстве корыта удаляется за пределы земляного полотна

ш

IV

Примечание. J —IV — номера вариантов технологии укрепления.

Таблица 4.2

Вид укрепления обочин

Мариам! конструкций обочин с двумя слоями укрепления I* случае приготовления материала (смеси) верхнего слоя за пределами земляного полотна, а ‘промежуточного—на обочине

Вид укрепления обочин

!

Вариант конструкций обочин с двумя слоями укрепления в случае приготовления материал» (смеси) верхнего слоя за пределами земляного полотна, а промежуточного—ка обочине

Укрепление с использованием в верхнем слое грунта земляного no-тот ка

V

Укрепление без использования в верхнем слое грунта земляного полотна

VI

Примечание, V — VI — номера вариантов технологии укрепления.

18

Наименование

операций


Порядок выполнения операций но сооружению конструкции укрепления ой о чин по вариантам I — VI еомасио табл. 4. 1 и 4. 5


I I


1 lit


IV


V


VI


Тип механизмов, которые мотут быть, использованы


J


Зачистка поверх- I ностн обочин путем снятия слоя грунта толщиной 3—5 см с перемещением его на откосную часть Устройство корыта в соответствии с профилем и глубиной, определяемой конструкцией укрепления (толщиной слоя укрепления):

со срезкой и — перемещением в валы на обочине с последующей погрузкой и вывозом за пределы земляного полотна


со срезкой и удалением на откосы


Выравнивание кромки проезжей части


з    4    5


1 1 1


2


б


8


Автогрейлеры

дз-зы,

ДЗ-99-1-4 и др


I Для срезки автогрейдеры ДЗ-ЗЫ, ДЗ-99-1-4 и другие, экскаваторы (для сооружения ровыков унрегА*-тельной смеси) Д-1314,

Э-2М4 Для вывоза: автомобили всех типов.

Для погрузки: экскаваторы Д-1514, Э-2514;


погрузчики

Д-456,

Д-451 А, Д-602, Д-443А, Д-442, Д-5615 Автогрейдеры Д-3-31-1,

ДЗ-99-1-4 и


2


2


др.

Бетоноломы

ИП-4602


19


УДК 625.70(083.96)

Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог (ВСН 39-7$)/Минавтодор РСФСР.-М.: ГУП ЦПП. 2000. -47 с.

Указания предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин автомобильных дорог. Они составлены на основе проверенных а производственных условиях «Типовых решений укрепления обочин автомобильных дорог» и «Рекомендаций по укреплению обочин автомобильных дорог» с учетом положений действующих нормативных документов по проектированию, строительству, ремонту автомобильных дорог, а также организации и обеспечению безопасности движения на них. При разработке Указаний использованы результаты исследований МАДИ, Союздорнии, Гипродориии и Грсдорнии,

Предназначены для инженерно-технических работников, занимающихся строительством и содержанием автомобильных дорог.

Указания разработаны в ГЧшродоонии кандидатами техн. наук Ю, Р. Перкоаым, А. П, Васильевым, канд. эконом, наук В. А. Но-гаем, инж. Е. Н. Ивановой совместно с сотрудниками МАДИ д ром техн. наук проф, А. Я. Тулаевым, ассистентом В. И. Кукано-вым и сотрудником Союздорнии канд. техн. наук А. И. Рувинским.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: Москва, 109089, наб. М. Тореза, 34, Гипродорнии,

Продолжение табл. 4. 3

Порядок зьшодмздня операдкй по сооруже нию конструкций»укред*енн,я обомни по вариантам Ь—VI согласно 1 д 4.:

.

Нмшено&Аиие

? Тип механизмов, которые могут быть

операций

1

If

Ш

IV

V

VI

использованы

t

2

3

4

б

6

7

В

Смазка торца дорожной одежды

5

5

4

4

4

~~

одним из видов

органического вяжущего материа-

Да

Рыхление грунта

2

Кирковщики

автогрейдеров,

рыхлители

МТЗ-5Л

Уплотнение дна

3

3

3

3

3

Катки ДУ-88,

корыта за три-пять проходов

1

ДУ-49А, ДУ-30, ДУ-29, ДУ-31 А,

ДУ-9В, ДУ-48А

Размельчение

4

Фоезы ДС-18А,

и перемешивание грунт» на обони-не за два-три

ДС-/3

Про XОАЗ Завоз на обочи

5

_ ..

__

. iiaJ

Автогудронатор

ну (в грунтосме

Д-251А, ДС-53А,

сительную маши

Д-640, ДС-89А;

ну) вяжущего ма

цементовозы

териала

С-386А, С-956, С-571

Распределение

6

Фрезы ДС 18А

ГГ /Ч wn

вижущих материа лов на обочине

ДС-73; распределители ДС-9,

ДС-49

Приготовлег

_

4

4

9

9

Смесители

кие снеси в установке

Д-709, Д-370, ДС-65 различные

бетономешалки

Приготовле

8

Фрезы ДС I8A, ДС-73

ние смеси непос

|

редственно на обочине Завоз на обочину:

материала

6

6

5

5,10

5,10

Автосамосвалы

или смешанного с вяжущим

всех тиной

грунта

грунта

Увлажнение

3

7

7

6

7

7

То же Поливомоеч

материала или

ные машины -всех

смешанного с вяжущим грунта

типов

Министерство автомобиль

Ведомственные строительные нормы

ВСН 39 79

ных дорог РСФСР

Технические указания по

укреплению обочин автомобильных дорог


и ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.!. Настоящие указания разработаны в дополнение соответствующих глав СНмП П-Д. 5-72 и СНиП III-40-78 и предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ строящихся реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог,

1.2.    Укрепленные обочины ограничивают попадание влаги в земляное полотно, предохраняют проезжую часть от загрязнения и разрушения, обеспечивают более полный перенос снега, облегчают содержание дороги и оогзнмзацмю движения во время ремонтных работ.

Укрепление обочин выполняют для повышения скорости, удобства и безопасности движения, а также для повышения пропускной способности автомо^ бильных дорог.

1.3.    В неблагоприятных грунтовых и климатических условиях, к которым относится 3-й тип местности по условиям увлажнения при земляном полотне, сложенном из грунтов группы С (см. табл. 2.5), одновременно с укреплением обочин принимают меры по защите земляного полотна от поверхностных вод путем использования материалов, обеспечивающих прочность обочин и гидроизоляцию земляного полотна, или путем устройства влагонепроницаемых экранов (см. п. 3.8).

1.4.    Ширина н конструкция укрепления обочин назначаются с* учетом влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дорог и условия движения автомобилей. При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория СССР разделяется на зоны (рис. 1.1).

Зоин 1 с расчетным зимним периодом включает районы с его продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из трех подзон:

подзона IA — продолжительность зимнего периода составляет 180—260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона — продолжительность зимнего периода составляет НО- 180, 3 переходных периодов 60-100 дней; подзона JB — продолжительность зимнего периода составляет 125—140, а переходных периодов 80—100 дней.

Зона К с расчетными переходными периодами включает районы, где продолжительность этих периодов составляет от 40 до ПО дней, а зимнего периода — менее 125 дней в году.

Внесены Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно исследовательским институтом Гипродорнии

Утверждены автомобильных 20.03 79

Министерством дорог РСФСР

/

Срок введения июля 1980 г.


X



Рнс. 3.1. Карта районирования территории СССР по условиям движения


Зона III с расчетным периодом, где продолжительность зимнего и переходных периодов вместе составляет 80—ПО дней в году.

Зона Г — горные районы.

1.5.    По своему назначению и характеру работы обочины по ширине разделяются на три полосы (рас. 1.2):

I — краевая укрепительная полоса, предназначенная для случайных наездов автомобилей при движении;

И—■ остановочная полоса, пред* назначенная для вынужденной остановки автомобилей;

III — прибровочная полоса.

1.6.    Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения. Их отделяют от основной проезжей части сплошной разметкой, за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где уст-


й)

^шосаШЯ\ ВстаЛ£$№вя    >

. f\ u />MOt(L ,\Soma-


Абрття

odtMda.


ЧтяШ&ШЯШ



раиввется прерывистая разметка.

1.7, Для первоочередности обеспечения условий безопасности движения на наиболее сложных участках эксплуатируемых дорог работы по укреплению обочин выполняют в следующей последовательности.

По условиям обеспечения безопасности движения:

населенные пункты; подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;

участки дороги с необеспеченной видимостью;

кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны, согласно п. 3.22 СНиП ИД.5-72;

съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;


Рис. 1.2. Конструкции укрепления обо* чин:


а —* устройство краевой укрепительной полосы; 6 — укрепление остановочной полосы несвязным материалом, краевой укрепительной полосы — устройством усовершенствованны» покрытий; в -- неравнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов; а—* равнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов


снегозаносимые участки; ветроапасные и туманоопасные участки;

участки дорог, не имеющие мест повышенной опасности для движения автомобилей;

По условиям обеспечения сохранности н работоспособности автомобильных дорог:

участки, где интенсивность движения выше значений, указанных ь табл. Ь СНиП И-Д5-72, а грунтовые и климатические условия относятся к неблагоприятным (см. п. 1.3);

участки с любой интенсивностью движения, имеющие благоприятные грунтовые и климатические условия.

1.8. Покрытия на обочинах, как правило, должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части.

Допускается устраивать покрытие краевых укрепительных полос и остановочных полос однотипными с покрытием проезжей части, но с обязательным

5

устройством краевой разметки краской, термопластиками или другими материалами с длительными сроками службы.

1.9.    В зависимости от категории дороги, интенсивности движения, степени опасности участка, местных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий обочины укрепляют только на ширину краевой укрепительной полосы или на ширину укрепительных и остановочных полос (см. *п. 1.14).

1.10.    Основной вид укрепления обочин — устройство (с учетом положений пп. 1.14, 2Л7) краевой укрепительной полосы с твердым покрытием из связных материалов, выполняемой также и за счет уширения проезжей части. Остановочные полосы в таких случаях укрепляют различными, в том числе и местными материалами (рис. 1.2, б).Прибровочную полосу обочин во всех случаях укрепляют травосеянием. Травосеянием можно укреплять также остановочные полосы обочин дорог IV и V категории (рис. 1.2, б) в благоприятных грунтовых и климатических условиях (грунты группы А при 1-м типе увлажнения — см. табл. 2.3, 2.5).

При устройстве покрытий краевой укрепительной полосы из укрепленных органическими вяжущими грунтов; этот материал может быть использован и в верхнем слое укрепления остановочной полосы (рис. 1,2, в).

IЛ1. Покрытие укрепленной обочины, особенно краевая полоса, должно иметь коэффициент сцепления, обеспечивающий безопасные условия при съезде автомобиля с проезжей части дороги. Разница в коэффициенте сцепления покрытия проезжей части и укрепительной полосы обочины, согласно ВСН 38-77 Мин-автодора РСФСР, не должна превышать величин, приведенных в табл. 1.1.

Таблица U

Скорость,

Допустимая

Скорость,

Допустимая

Категории

принимаема я при расчете

разница

коэффициен

Категория

принимаемая при расчете

разница

коэффициентов

дороги

элементов

тов сцепления

дороги

элементов

сцепления

поперечного

на мокром

поперечного

на мокром

профиля, км/ч

покрытии

профиля, KM/H

покрытии

I

120

0,10-0,15

ш

90

0.20

И

100

0,15-0,20

IV

80

0,25

Таблица 1.2


1.12. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I категории принимают во всех случаях 0,75 м; для дорог П, III и IV категорий Ширина этой полосы принимается в соответствии с табл. 1.2.

Категория дороги по интенсивности движения и ширина проезжей части

Районирование по рис. I. I

1 1 II 1 Ш

Ширина укрепительной краевой полосы, м

Дороги II категории

при

ширине

проезжей части:

7,5 м

0,5

0,5

0,3-0,5

7,0 м

0,75

0,75

0,5

Дороги Ш категории

при

ширине

проезжей части:

7,5 м

0,3-0,5

0,3-0.5

0.2-0.5

7,0 м

0,5-0,75

0.5

0,3-0,5

Дороги IV категории

при

ширине

0,5

0,5

0,3-0,5

проезжей части 6,0 м

Примечание. Ширина краевой укрепительной полосы в подзоне 1Б принимается по максимальному значению, В остальных случаях она может быть уточненна технико-экономическими расчетами.

6

IJ3. Ширину остановочной полосы определяют по формуле

Ва    «),    (1Л)

где В — общая ширина обочины; В\ — ширина краевой укрепительной полосы, принимаемая согласно п. ЫЗ и табл. 1.2; а — ширина прибровочной полосы, принимаемая согласно ВСН 25-76 Мннаитодора РСФСР равной 0,75 м при наличии оградительных устройств и 0,5 м в остальных случаях.

1. 14. Твердые покрытия из связных материалов на краевых и остановочных полосах обочин (рис. 1.2, в, е) обязательно выполняют:

на дорогах I—III категорий в зоне населенных пунктов и на подходах к к ним на протяжении не менее 100 м;

на участках между населенными пунктами дорог I категории, а также И и Ш категорий при интенсивности движения, превышающей максимальные значения табл. 1 СНиП П-Д.5-72;

на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне на расстоянии не менее 100 м для дорог I и II категорий и не менее 50 м и 25 м для дорог соответственно Ш и IV категории с усовершенствованными типами покрытий;

нэ подходах к местам пересечений и примыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;

в местах размещения пунктов общественного питания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т. д., оговариваемых в главах 5 и 15 ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР и СНиП П-Д5-72;

на участках обочин дорог II—III категорий под устройство отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивности движения более значений табл. 1 СНиП П-Д.5-72. Площадки устраивают попарно с расстоянием между ними 50—вО м таким образом, чтобы первой встречалась площадка по ходу движения автомобиля. Длина площадки должна обеспечивать остановку пятишести автомобилей. Расстояние между площадками, расположенными с одной стороны проезжей части, принимают равным 800—1000 м на дорогах И категории, 1500—2000 м иа дорогах III категории и 3000—5000 м на дорогах IV категории;

на участках дорог II—III -категорий между Населенными пунктами при условиях, указанных в п. 2Л.7;

непосредственно на въездах и съездах пересечений и примыканий дорог в разных уровнях. Как исключение, в этих условиях обочины можно укреплять полосой шириной не менее 0.5—0,75 м (рис. 1.2, а).

В остальных случаях при укреплении обочин используют конструкции, приведенные на рис. 1.2, а (см. п. 1.10).

1.15.    При выборе конструкции укрепления обочин в качестве расчетного применяют автомобиль с давлением 6*0 кгс/см2 (группа А) при расчетном диаметре штампа 33 см, эквивалентном следу колеса автомобиля.

1.16.    Количество наездов автомобилей на обочину во многом определяется внешним сходством покрытия проезжей части дороги и покрытия краевой укрепительной полосы. В этой связи перед расчетом требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы выбирают вид материала ее покрытия.

1 17. Толщину каждого слоя при расчете конструкций укрепления остановочных и краевых укрепительных полос следует принимать не ниже значений, указанных в СНиП П-Д.5-72.

Верхний слой укрепления (покрытие) принимают наименьшей толщины, согласно табл. 26 СНиП П-Д.5-72, если при выполнении расчета его толщина оказывается меньше принятых в этой таблице величин.

1.18. Уклон поверхности укрепленных обочин принимают в соответствии с положениями СНиП П-Д.5-72 и ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР.

7

2. РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОЧИН

2.1. Основные положения расчета

2.1.1.    Расчет конструкций укрепления краевой укрепительной и остановочной полос состоит в выборе количества и толщины слоев укрепления.

2.1.2.    Критерием соответствия конструкции укрепления условиям движения является удовлетворение неравенств;

£‘р<£'; £” « В" ,    (2.1.1)

где    —требуемый модуль упругости соответственно краевой укрепи

тельной и остановочной полос; £^, £^бш. ~ модуль упругости, полученный в результате расчета соответственно краевой укрепительной и остановочной полос.

2.1 3. Расчет укрепления выполняют в следующей последовательности; выбирают материал верхнего слоя покрытия укрепления обочины, а также материал промежуточного слоя, если в дальнейшем появится необходимость в его использовании;

определяют требуемый модуль упругости конструкции укрепления; определяют модуль упругости грунта земляного полотна; рассчитывают конструкцию укрепления —■ определяют количество и толщину слова.

проверяют соответствие полученных при расчете данных критериям (2.1.1).

2.1.4.    Требуемый модуль упругости    остановочной    полосы    принимают

равным;

а)    при укреплении асфальтобетоном, битумоминеральными смесями различного состава, приготовленными в установке м другими материалами, относящимися, согласно СНиП 11-Д.5-72, к усовершенствованным покрытиям капитального типа — 1150 кгс/см2;

б)    при укреплении битумоминеральными смесями, щебеночными и гравийны-. ми материалами, обработанными способами пропитки и полупрогтитки, песчаными и супесчаными грунтами, обработанными битумной эмульсией с цементом смешением в установке, а также другими грунтами, обработанными органическими вяжущими — 850 кгс/см2;

в)    при укреплении грунтощебнем (груитогравием), шлаком, отходами камне-дробления, отходами кирпичных, бетонных заводов и другими несвязанными материалами — 625 кгс/см2.

2.1.5.    Требуемый модуль упругости краевой укрепительной полосы определяют расчетом согласно положениям п. 2.2.

2.1.6.    Параметры укрепления краевой укрепительной и остановочной полос (количество и толщина слоев) определяют по единой методике (см. п. 2.4.). При этом в первую очередь рассчитывают параметры укрепления остановочной полосы.

2.1.7.    Количество и толщину слоев укрепления на остановочной полосе определяют расчетом, если < 0,85    Если же £^>0,85    коли

чество и тодшнну слоев укрепления на остановочных полосах принимают без расчета согласно данным, полученным при расчете краевой укрепительной полосы.

2.2. Определение требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы

2.2.1. Требуемый модуль упругости £Тр краевой укрепительной полосы устанавливают по вертикальной шкале номограммы рис 2.1 (согласно показанному ключу) при известном значении приведенных к расчетному автомобилю наездов к рна краевую укрепительную полосу и выбранном типе материала покрытия (см. si. 2 1.4 ).

8

2.2.2, Количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу устанавливают по формуле

-f /да 1

ЛГЦр = ЛГрД;    (2.2.1)

;z:

Wp = Л(ф q%,    (2.2.2)

* т

®tz

it мятном wm

шщство привгОеиш к расчетном} об тмооилю тсзМ Щ на краевую укрепительную теку

а

to

Рис. 2,1, Номограммы для расчета^ требуемого модуля упругости краевой укрепительной полосы: в, б, 9 — модуль упругости fi.Jp в зависимости от вида материалов, используемых в верхнем слое укрепления по П. 2 1.4 {а, б, в)

9

где А — коэффициент, определяемый по табл. 2.1, учитывающий количество приведенных к расчетному автомобилю наездов на краевую укрепительную полосу в зависимости от интенсивности движения Nv автомобилей по дороге, ширины проезжей части и внешнего сходства покрытия краевой укрепительной полосы с покрытием проезжей части; Np — расчетная перспективная интенсивность движения автомобилей по дороге к моменту капитального ремонта краевой укрепительной полосы или капитального ремонта дороги; УУф — фактическая (запланированная) интенсивность движения на момент устройства обочин, укрепленных согласно положениям настоящего документа, — коэффициент роста интенсивности движения, принимаемый равным 1,1, Тi — рекомендуемый межремонтный срок службы до капитального ремонта укрепления краевой укрепительной полосы ( 7\) или ближай-шего капитального ремонта дороги (Т2 ) при условии, если Г, > 7а (см. табл. 1, прил. 4).

Таблица 2.1

. Коэффициент А

Интенсив

Ширина проезжей чести, м

ность

движения,

авт/сут

7.0 |

7,5 1

* 10,5 I

>Ш,5

7,0 !

7,5 1

10,5 1

>10.5

в

*

Покрытие обочин аналогично по виду покрытиям усовершенствованного ТИП4

Покрытие обочии по виду не аналогично покрытиям усовершенствованного типа

1

2

1    ООО

2    000

Расчет ведетея 0.006)

при коэффициенте А, равном

0,001

3

3000

0,012

0,0041

0,003

0,003

0,003

4

4 000

0,02

0,008

0.004

0,0035

0,004

0.003

5

5 000

“5Ж

0,012

0.016

0,005

0,004

0,005

0,004

0V002 1

6

6000

0,04

0,007

0,005

0,007

0,905

0,003

7

7 000

0.055

0.020

0,01

0,007

0,01

0,007

0,004

0,002

8

8000

0,035

~оЖ

0,012

0,012

0,01

0,006

0,003

9

9000

0,05

0,03

0,018

о.оГ

0,02

0,009

0,004

10

П

10000 >10 000

0.04

0,05

0,024

0.035

0,04

0,03

0,015

0,02

0,006

0,01

I

1

Примечание Если значение коэффициента А расподя*ается ниже нижней ограничивающей линии, необходимо уширение проезжей части дороги, так как укрепление обочии при этих значениях коэффициента А может привести к созданию экономически неэффективных конструкций.

2—668