Постановление Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 27 декабря 2006 г. № 14
"Об утверждении и введении в действие руководства по
безопасности "Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и
радиационной безопасности исследовательских ядерных установок"
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2007 г. прилагаемое руководство по безопасности
"Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной
безопасности исследовательских ядерных установок" (РБ-037-06).
Руководитель
|
К.Б. Пуликовский
|
Руководство по
безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору
"Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной
безопасности исследовательских ядерных установок"
РБ-037-06
(утв.
постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 27 декабря 2006 г. № 14)
Введено в
действие с 1 марта 2007 г.
Руководство по безопасности "Анализ результатов
контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности
исследовательских ядерных установок" разработано в соответствии с
требованиями Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных
установок, действующих на исследовательских ядерных установках правил ядерной
безопасности и учитывает рекомендации МАГАТЭ, представленные в руководстве
DS260 "Maintenance, periodic testing and inspection of research
reactors".
Выпускается
впервые*.
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящее руководство по безопасности "Анализ
результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности
исследовательских ядерных установок" (далее - Руководство) имеет
рекомендательный характер и содержит возможные способы выполнения требований
пункта 5.1.10 "Общих положений обеспечения безопасности исследовательских
ядерных установок", раздела 5 "Правил ядерной безопасности исследовательских
реакторов", раздела 4 "Правил ядерной безопасности импульсных
исследовательских ядерных реакторов", раздела 6 "Правил ядерной безопасности критических
стендов", раздела 4 "Правил ядерной безопасности подкритических
стендов", касающихся контроля и оценки состояния ядерной и
радиационной безопасности (далее - ЯРБ) исследовательских ядерных установок
(далее - ИЯУ). В настоящем руководстве приведены общие рекомендации по
проведению анализа результатов проверки состояния ЯРБ ИЯУ с целью ранжирования
выявленных недостатков по их влиянию на ЯРБ ИЯУ и качественной оценки состояния
ЯРБ ИЯУ.
1.2. Настоящее руководство предназначено для специалистов и
должностных лиц, осуществляющих проверку состояния ЯРБ ИЯУ на этапах ввода в
эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ИЯУ или выполняющих
экспертизу документов, обосновывающих ЯРБ ИЯУ.
1.3. В случае несоответствия способов, используемых при
оценке состояния ЯРБ ИЯУ, рекомендациям настоящего руководства в итоговых
документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует привести
соответствующее обоснование имеющегося несоответствия.
2. Общие положения
2.1. Проверка и контроль ЯРБ ИЯУ проводятся с целью оценки
возможностей и наличия в эксплуатирующей организации (далее - ЭО) условий для
осуществления заявленной деятельности с соблюдением требований, установленных
действующим законодательством Российской Федерации, федеральными нормами и
правилами, условиями действия лицензий, проектной, конструкторской,
технологической и эксплуатационной документацией ИЯУ и другими
нормативно-техническими документами в области использования атомной энергии,
распространяющимися на ИЯУ.
2.2. Оценка состояния ЯРБ ИЯУ может проводиться:
- комиссиями и соответствующими службами (должностными
лицами) ЭО - при проведении внутреннего контроля состояния ЯРБ ИЯУ;
- комиссиями органа государственного управления
использованием атомной энергии - при ведомственном контроле состояния ЯРБ ИЯУ;
- экспертной организацией - при экспертизе документов,
обосновывающих ЯРБ в составе заявки ЭО на получение лицензии на право
деятельности на ИЯУ;
- комиссией (инспектором) Межрегионального территориального
округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору - при проведении инспекций
состояния ЯРБ ИЯУ.
2.3. В настоящем руководстве используются термины,
установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной
энергии.
3. Анализ результатов контроля и оценка состояния ЯРБ ИЯУ
3.1. В качестве индикаторов (показателей) уровня ЯРБ ИЯУ
следует использовать требования нормативно-технических документов по следующим
направлениям:
- наличие и выполнение требований и условий разрешительных документов
органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии (лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии,
санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения на выбросы и сбросы,
разрешения работникам (персоналу) ИЯУ на право ведения работ в области
использования атомной энергии и др.);
- организационное обеспечение деятельности на ИЯУ;
- состояние документации;
- техническое обеспечение ЯРБ (состояние физических
барьеров, элементов и систем, важных для безопасности, зданий и сооружений,
электроснабжения ИЯУ и др.);
- обеспечение ЯРБ при обращении с ядерными материалами,
радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
- техническая безопасность (состояние грузоподъемных
механизмов, трубопроводов, сосудов, работающих под давлением);
- обеспечение физической защиты, учет и контроль ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
- соответствие ИЯУ паспортным данным и выполнение
установленных в ЭО порядка и сроков переоформления паспорта ИЯУ;
- обеспечение пожарной безопасности;
- противоаварийная готовность ИЯУ;
- обеспечение качества деятельности на ИЯУ;
- организация и осуществление подготовки и допуска
работников (персонала) к ядерно- и радиационно опасным работам и работам с
системами, важными для безопасности;
- культура безопасности.
3.2. При проведении проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует
проанализировать влияние на ЯРБ ИЯУ выявленных несоответствий требованиям
действующих нормативно-технических документов, исходя из возможных радиационных
последствий несоответствий. При необходимости, ЭО следует обеспечить проведение
дополнительного расчета надежности систем, важных для безопасности, и
дополнительного анализа безопасности с учетом нового перечня исходных событий и
фактического состояния ИЯУ.
3.3. По результатам проверки ЯРБ ИЯУ следует оценить уровень
ЯРБ ИЯУ как качественной характеристики состояния безопасности ИЯУ,
устанавливаемой путем проведения анализа и оценки соответствия ИЯУ требованиям
действующих нормативно-технических документов и с учетом фактического состояния
систем и элементов, важных для безопасности.
3.4. Состояние ЯРБ ИЯУ может быть оценено одним из следующих
уровней безопасности:
- уровень удовлетворительный (У1) - уровень безопасности
ИЯУ, характеризующийся отсутствием несоответствий или наличием несоответствий
ИЯУ требованиям действующих нормативно-технических документов, которые не могут
быть непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные
последствия, при этом радиационное воздействие ИЯУ на работников (персонал),
население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для
нормальной эксплуатации;
- уровень недостаточный (У2) - уровень безопасности ИЯУ,
характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих
нормативно-технических документов по безопасности ИЯУ, которые при проведении
работ следующего этапа жизненного цикла ИЯУ или при проведении работ по новой
программе текущего жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим
радиационные последствия;
- уровень низкий (У3) - уровень безопасности ИЯУ,
характеризующийся наличием несоответствий требованиям действующих
нормативно-технических документов, которые могут привести или привели к
нарушению эксплуатационных пределов и условий и (или) превышению контрольных
уровней радиационного воздействия ИЯУ и требуют оперативной реализации
компенсирующих мер по обеспечению безопасности при проведении текущих работ на
ИЯУ;
- уровень недопустимый (У4) - уровень безопасности ИЯУ,
характеризующийся наличием таких несоответствий требованиям действующих
нормативно-технических документов, которые могут привести к нарушению пределов
и условий безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) вызывают необходимость
прекращения ядерно- и (или) радиационно опасных работ с целью исключения
радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую
среду сверх допустимых пределов.
3.5. Установленный уровень безопасности ИЯУ должен быть
зафиксирован в итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ.
3.6. В итоговых документах по результатам проверки состояния
ЯРБ ИЯУ следует представить предложения по повышению безопасности ИЯУ и
контролю их выполнения с указанием сроков последующих проверок, цели
(программы) проверок, при этом:
- если уровень безопасности признан удовлетворительным,
могут быть представлены предложения по срокам устранения выявленных
несоответствий требованиям нормативно-технических документов;
- если уровень безопасности ИЯУ признан недостаточным,
следует привести информацию о выполнении (невыполнении) имеющегося в ЭО плана
мероприятий по устранению несоответствий ИЯУ требованиям нормативно-технических
документов и о приемлемости установленных сроков их устранения;
- если уровень безопасности ИЯУ признан низким, следует
привести условия, при которых возможно дальнейшее продолжение работ;
- если уровень безопасности ИЯУ признан недопустимым,
следует привести мероприятия, после выполнения которых можно возобновить
ядерно- и (или) радиационно опасные работы на ИЯУ, а также предложения по
программе комиссионной проверки состояния ЯРБ ИЯУ, которая должна предшествовать
возобновлению работ.
3.7. В приложении
приведены примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ.
______________________________
* Руководство разработано в
НТЦ ЯРБ. В процессе разработки учтены замечания и предложения специалистов
Ростехнадзора, ФГУ РНЦ "Курчатовский институт" и ФГУП "ГНЦ РФ
НИИАР".
Приложение
(справочное)
Примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ
Имеющиеся несоответствия
ИЯУ требованиям нормативно-технических документов
|
Уровень ЯРБ ИЯУ
|
1. Не выполняется установленный порядок подготовки
работников (персонала).
|
У1
|
2. Не обеспечивается непрерывность страхования гражданской
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием ИЯУ.
|
3. Своевременно не вводятся в действие в ЭО новые
нормативные документы по обеспечению безопасности ИЯУ.
|
4. Требуют корректировки инструкции по ЯРБ с учетом вновь
введенных нормативных документов.
|
5. Не проведена аттестация членов постоянно действующей
комиссии для проверки знаний работников (персонала) ЭО.
|
6. Другие несоответствия требования нормативно-технических
документов, которые не могут быть непосредственной причиной событий, имеющих
радиационные последствия.
|
1. Не ведется необходимая для обеспечения безопасности
предстоящих работ по выводу ИЯУ из эксплуатации база данных о радиационной
обстановке, о загрязнении территории, систем и оборудования радиоактивными
веществами.
|
У2
|
2. Отсутствует программа работ по продлению установленного
срока эксплуатации ИЯУ.
|
3. Не корректируется своевременно план аварийных
мероприятий в части возможных исполнителей аварийных работ и их домашних (служебных)
телефонов и т.д.
|
4. Не обеспечивается периодичность аварийных
тренировок.
|
5. Отсутствует расчетное (экспериментальное) подтверждение
безопасности ИЯУ при использовании в предстоящих работах новых экспериментальных
устройств.
|
6. Другие несоответствия требованиям нормативно-технических
документов, которые при изменении характера (программы) работ на ИЯУ или
этапа жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные
последствия.
|
1. Истек (не продлен) срок действия
санитарно-эпидемиологического заключения.
|
У3
|
2. Не в полном объеме смена укомплектована персоналом
при работе ИЯУ на мощности.
|
3. Нарушен срок поверки измерительных средств и приборов
систем управления и защиты.
|
4. Несвоевременно проводится планово-предупредительный
ремонт.
|
5. В режиме временного останова ИЯУ ядерно-опасные работы
проводятся в отсутствие контроля за мощностью.
|
6. Другие несоответствия требованиям нормативно-технических
документов, которые при проведении текущих работ могут привести или привели к
событиям, имеющим радиационные последствия, или к нарушениям эксплуатационных
пределов безопасности.
|
1. Не соответствует требованиям проекта состояние
строительных конструкций и (или) сооружений.
|
У4
|
2. Не определены права и обязанности должностных
лиц, структурных подразделений и работников ЭО в части обеспечения ЯРБ ИЯУ.
|
3. Не соответствует паспортным данным фактическое состояние
систем, важных для безопасности.
|
4. Не проводится проверка работоспособности систем, важных
для безопасности после окончания планово-предупредительного ремонта.
|
5. Имеют место периодически кратковременные выбросы (сбросы),
превышающие пределы безопасной эксплуатации.
|
6. Другие несоответствия требованиям нормативно-технических
документов, которые могут привести к нарушению пределов безопасной
эксплуатации ИЯУ и (или) требуют прекращения работ с целью исключения
радиационного воздействия ИЯУ на работников (персонал), население и окружающую
среду сверх допустимых пределов.
|