ГОСТ Р 50593-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОРМА РАСХОДА КИСЛОРОДА
РАНЕНЫМИ (ПОРАЖЕННЫМИ)
ПРИ ЭВАКУАЦИИ АВИАЦИОННЫМ
ТРАНСПОРТОМ
Общие требования и нормы
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОРМЫ РАСХОДА КИСЛОРОДА РАНЕНЫМИ
(ПОРАЖЕННЫМИ) ПРИ ЭВАКУАЦИИ АВИАЦИОННЫМ
ТРАНСПОРТОМ
Общие требования и нормы
Standards of oxygen feed by wounded (defeated)
people during evacuation
of aviation transport.
General requirement and rates
|
ГОСТ Р
50593-93
|
Дата введения 01.07.94
1. Настоящий
стандарт устанавливает нормы расхода кислорода, непрерывно подаваемого
кислородной системой (далее - КС) раненым (пораженным) при эвакуации авиационным
транспортом, и общие требования к обеспечению раненых кислородом.
Стандарт
распространяется на КС самолетов (вертолетов) для раненых (пораженных) и
предназначен для расчетов запасов кислорода и конструкций агрегатов и элементов
КС, подающих кислород для дыхания раненым (пораженным).
2.
Значения норм расхода кислорода должны соответствовать указанным в табл. 1.
Таблица 1
Наименование параметра
|
Значение
параметра, л*/мин
|
Номин.
|
Пред.
откл.
|
Норма
расхода кислорода для одного раненого (пораженного)
|
2,15
|
± 0,25
|
Норма
расхода кислорода удвоенная для одного тяжелораненого
|
4,30
|
± 0,50
|
______________
* Здесь и далее
условия для определения объема газа по ГОСТ 2939.
3. Удвоенный расход кислорода необходимо обеспечивать для
тяжелораненых, число которых среди эвакуируемых одним самолетом (вертолетом)
носилочных раненых (пораженных) не превышает 30 %.
4.
Рекомендуемая продолжительность расхода кислорода из КС для питания раненых
(пораженных) при эвакуации авиатранспортом приведена в табл. 2.
Таблица 2
Расход кислорода
|
Продолжительность
расхода кислорода
|
|
Постоянный
|
В
течение всего полета в негерметизированной кабине на высоте не более 3000 м
|
|
В
течение снижения до безопасной высоты (2400 м), но не менее 10 - 15 мин при
разгерметизации кабины
|
|
В течение
половины продолжительности полета на высоте 2400 м в разгерметизированной
кабине
|
|
В
течение всего полета на высоте более 3000 м, начиная с земли, для питания 100
% носилочных раненых (пораженных)
|
|
В
течение половины продолжительности полета на высоте 2400 м в
разгерметизированной кабине и на земле в течение двух часов (при
погрузке-выгрузке) по медицинским показаниям
|
|
Периодический
|
|
В
течение полета в загерметизированной кабине для оказания медицинской помощи при
тяжелом состоянии здоровья раненых (пораженных), в том числе от переносных
источников кислорода
|
|
5.
Обеспечение кислородом раненых (пораженных) необходимо осуществлять на каждом посадочном
месте, в том числе на местах, оборудованных носилками, число которых приведено
в табл. 3.
Таблица 3
Число посадочных мест
|
Число
мест, оборудованных носилками, % от числа посадочных мест
|
Не более
150
|
От 30
до 100
|
От 150
до 300
|
Не
более 30
|
6.
Обеспечение кислородом раненых (пораженных) на самолетах (вертолетах) в
спасательном (не более 4 посадочных мест) и операционно-реанимационном (не
более 20 посадочных мест) вариантах может осуществляться столько от переносных
источников кислорода.
7. Кислород
раненым (пораженным) следует подавать посредством устройств, комплектующих КС,
тип и количество которых в зависимости от количества посадочных мест приведены
в табл. 4.
Таблица 4
Тип устройства
|
Количество
% от числа посадочных мест
|
Одноразовые
носовые катетеры
|
1 - 2
|
Одноразовые
кислородные маски
|
100
|
Кислородные
маски с экономайзером и одноразовой лицевой частью
|
Кислородные
капюшоны
|
5
|
8.
Примеры расчета запаса кислорода в КС для раненых (пораженных) и
сопровождающего медицинского персонала приведены в приложении 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЗАПАСА
КИСЛОРОДА В КС ДЛЯ РАНЕНЫХ (ПОРАЖЕННЫХ) И СОПРОВОЖДАЮЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА
1. В основу
расчета запаса кислорода следует положить:
- профиль
полета, при котором требуется наибольший запас кислорода, обусловленный
продолжительностью и высотой полета;
- расходные
характеристики кислородной маски (капюшона или т.п.), обеспечивающие легочную
вентиляцию 10 л/мин:
для всех раненых
и сопровождающего
медицинского
персонала - (2,15 ± 0,25) л/мин;
для
тяжелораненых - (4,30 ± 0,50) л/мин.
Запас кислорода
для раненых (пораженных) к КС самолетов (вертолетов) с большим числом
посадочных мест размещается, как правило, в стационарных источниках, с малым числом
посадочных мест запас кислорода может размещаться в съемных или переносных
источниках.
2. Исходные
данные для расчета приведены в табл. 5.
Таблица 5
Наименование параметра
|
Обозначение
параметра
|
Расчет
параметра
|
Количество
раненых, чел.,
|
П
|
По ТЗ
|
в том
числе:
|
|
|
количество
носилочных раненых, чел.
|
Пн = (0,1 - 1,0)П
|
|
количество
тяжелораненых, чел.
|
0,3Пн
|
|
Количество
сопровождающего медперсонала (один медицинский работник на 25 - 30 раненых),
чел.
|
Пс
|
По ТЗ
|
Время
кислородного питания, мин:
|
|
Из
графика профиля полета (приложение 2)
|
- весь полет
в негерметизированной кабине
|
τ1
|
|
- весь
полет в герметизированной кабине со 100 % носилочных раненых
|
τ1
|
Из
графика профиля полета (Приложение 2)
|
- при разгерметизации:
снижение до безопасной высоты, (но не менее 10 - 15 мин)
|
τ2
|
То же
|
половина
продолжительности полета в разгерметизированной кабине на безопасной высоте
(2400 м)
|
τ3
|
»
|
-
погрузка
|
τ4
|
»
|
-
выгрузка
|
τ5
|
»
|
Время кислородного
питания из одного переносного источника, мин
|
τп
|
τп = 15
|
Количество
переносных источников (по одному на группу раненых из 10 чел.), шт.
|
М
|
|
Количество
переносных источников для сопровождающего медперсонала, шт.
|
Мс
|
Мс = Пс
|
Расход
кислорода для одного раненого, л/мин
|
V
|
2,15 ±
0,25
|
Расход
кислорода для одного тяжелораненого, л/мин
|
Vудв.
|
4,30 ±
0,50
|
График профиля
полета, экстренного снижения до безопасной высоты при разгерметизации и
изменения «высоты» в кабине
|
-
|
Приложение 2
|
3.
Запас кислорода (Qз) в КС для раненых (пораженных)
самолета (вертолета) с негерметизированной кабиной на один полет определяется
по формуле
Qз = [(П - 0,3Пн)V + 0,3Пн ∙ Vудв + V ∙ Пc]τ1 + V(М + Мс)τп.
4. Запас
кислорода на один полет в КС для раненых (пораженных) и сопровождающего
медперсонала при разгерметизации кабины для снижения до безопасной высоты,
продолжения полета в разгерметизированной кабине в течение половины
продолжительности полета на безопасной высоте плюс (или без) два часа
периодически по мере загрузки-выгрузки определяется по формуле
Qз = [(П - 0,3Пн)V + 0,3Пн ∙ Vудв](τ2 + τ3 + τ4 + τ5) + V(М + Мс)τп.
5. Запас
кислорода на один полет в переносных источниках КС для раненых (пораженных),
перевозимых самолетами (вертолетами) в спасательном (не более 4 посадочных мест)
и операционно-реанимационном (не более 20 посадочных мест) вариантах
определяется по формуле
Qз = (Vудв ∙
П + V ∙ Пc)τп.
6. Запас
кислорода на один полет в загерметизированной кабине КС самолетов (вертолетов)
для питания кислородом 100 % носилочных раненых, начиная с земли, включая 30 %
тяжелораненых, и сопровождающего медперсонала в течение всего полета
определяется по формуле
Qз = (0,7V + 0,3Vудв)Пн ∙ τ1 + V(М + Мс)τп.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ГРАФИК ПРОФИЛЯ ПОЛЕТА, ЭКСТРЕННОГО СНИЖЕНИЯ ДО БЕЗОПАСНОЙ ВЫСОТЫ ПРИ
РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ «ВЫСОТЫ» В КАБИНЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Техническим комитетом ТК 323 «Авиационная техника»
РАЗРАБОТЧИКИ
В.А. Морозов (руководитель темы); А.Н.
Брюнина
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13.09.93 № 209
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
|
Номер пункта
|
ГОСТ 2939-63
|
2
|