Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

11 страниц

Устанавливает практическое применение основных условных обозначений по ГОСТ ИСО 7904-1 с точки зрения расчетов, конструирования, изготовления и испытаний подшипников скольжения.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Условные обозначения

     3.1 Условные обозначения (латинский алфавит)

     3.2 Условные обозначения (греческий алфавит)

 

11 страниц

Дата введения01.07.2002
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.05.2001УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации19
19.02.2002УтвержденГосстандарт России71-ст
РазработанВНИИНМАШ
РазработанМТК 344 Подшипники скольжения
ИзданИПК Издательство стандартов2002 г.

Plain bearings. Symbols. Part 2. Applications

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


Подшипники скольжения

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Ч а с т ь 2

Применение

Ы 2-2000/22


И мание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕН 11Ы И СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 «Подшипники скольжения*. Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВН МИН МАШ) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандарт танин

Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Катетам Кыргызская Республика Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Туркменистан Республика Узбскистан Украина

Азгос стандарт Арч госстандарт

Госстандарт Республики Беларусь Госстандарт Республики Казахстан Кыргы зеганларт Модловастанларт Госстандарт России Талжикстанларт

Главгосслужба «Туркменстандартлары* У згосстанларт Госстандарт Украины

Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7904-2—95 «Подшипники скольжения. Условные обозначения. Часть 2. Применение*

3    Постановлением Государственного комитета Российской Федерации но стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N? 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7904-2-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с I июля 2002 г.

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

< ИПК Издательство стандартов. 2002

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России

II

ГОСТ ИСО 7904-2-2001

Содержание

1    Область применения....................................................... 1

2    Нормативные ссылки...................................................... I

3    Условные обозначения..................................................... I

3.1    Условные обозначения    (латинский алфавит).................................. I

3.2    Условные обозначения    (греческий    алфавит)..................................6

III

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

11од||1ипникн скольжения УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Ч а ст ь 2 Применение

Plain hearings. Symbols. Part 2. Applications

Дата ввелення 2002—07—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает практическое применение основных условных обозначений по ГОСТ ИСО 7904-1 с точки зрения расчетов, конструирования, изготовления и испытаний подшипников скольжения.

Условные обозначения, приведенные в разделе 3. объединены согласно ГОСТ ИСО 7904-1. Углы и направления вращения определяют при вращении левой рукой (против часовой стрелки). то же самое применяют к частоте вращения, окружной и угловой скоростям.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7904-1-2001 Подшипники скольжения. Условные обозначения. Основные условные обозначения.

3    Условные обозначения

3.1 Условные оГюшачения (латинский алфавит)

А — тсплоотводяшая поверхность (корпус поверхности), удлинение при разрушении;

Д|ап    — площадь контактного участка;

А    — относительная плоить контактного участка;

/1р    — площадь смазочного кармана;

Л,    — площадь поперечного сечения;

а    — расстояние, ускорение, температуропроводность;

а у    — расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения;

а у — относительное расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения;

ast    — смешение опоры подшипника;

В — (ширина), номинальная ширина подшипника, эффективная ширина подшипника пол прямым углом к направлению движения, диаметр кольцевого самоустанавливаюшсгося сегмента;

В*    — относительная ширина, коэффициент ширины:

Як — наружная ширина корпуса подшипника в направлении оси;

jjo, — суммарная ширина подшипника пол прямым углом к направлению движения;

Ьм    _ ширина выпускного отверстия по оси;

Ьс    — ширина выпускного отверстия по окружности;

bCl — ширина смазочной канавки, ширина сливной канавки;

bv    — ширина смазочного кармана;

С    — номинальный зазор, концентрация, фаска:

И панне официальное

С* — относительный зазор подшипника скольжения (также <р):

Св — разность между клином или радиусом отверстия сегмента и радиусом вала многоклинового и самоустанавливаюшсгося сегментного радиального подшипника;

С[)    —    зазор подшипника, диаметральный зазор подшипника (разность между отверстием рали-

_    ального подшипника скольжения и диаметром вала):

Ср — среднее значение Ср,

Ср eff — эффективный диаметральный зазор подшипника:

Ср, тах— максимальное значение Ср,

Ср mjn — минимальное значение Ср,

интервал зазора вследствие допусков на механическую обработку многоклинового радиального подшипника скольжения:

Cnwx — максимальный зазор многоклинового подшипника скольжения;

Cmin — минимальный зазор многоклинового подшипника скольжения:

C'R — радиальный зазор в подшипнике (разность между радиусом радиального подшипника _    скольжения и радиусом вала):

С R    — среднее значение СR,

CR. сП- — эффективный радиальный зазор подшипника;

CR. max — максимальное значение CR:

CR min — минимальное значение CR:

Qcd глубина клина многосегментного упорного подшипника («зазор в упорном подшипнике»);

С    — удельная теплоемкость, коэффициент жесткости:

Cj — жесткость при изгибе вала;

С' — удельная теплоемкость (с р-константой):

I) — номинальный диаметр подшипника (внутренний диаметр радиального подшипника скольжения. средний диаметр опорного кольца упорного подшипника);

I)о    — двойной радиус клина или сегмента в многоклиновом и самоустанаазиваюшсмся сегмен

тном радиальном подшипнике скольжения;

Dq max — максимальное значение /)в;

Dn min — минимальное значение /)в:

/)„    —    диаметр корпуса подшипника;

/>,    —    внутренний диаметр опорного кольца упорного подшипника;

D} — диаметр вала;

0| п^ — максимальное значение 1)}:

D} min минимальное значение Dp

/)„    —    наружный диаметр опорного кольца упорного подшипника:

d — диаметр, коэффициент лсмпфироаншя;

</ср — диаметр капилляров: dL — диаметр смазочного отверстия;

Е — модуль упругости;

Е•    —    параметр (характеристика) упругости;

£в — модуль упругости подшипникового материала;

£j — модуль упругости материала ротора (поверхность скольжения);

£ы    — результирующий модуль упругости:

е — эксцентриситет (эксцентриситет между осями вата и подшипника); е*    — относительный эксцентриситет (также е );

ек — эксцентриситет поверхностей скольжения (сегментов) многоклинового и самоу cm на вливающегося сегментного радиального подшипника скольжения: ер — эксцентриситет вала в направлении нагрузки многоклинового радиального подшипника скольжения;

Е — нагрузка на подшипник (номинальная нагрузка);

F*    —    параметр нагрузки на подшипник;

£t — нагрузка на подшипник (с нлиянисм упругогндродинамики EHD);

/■*|.:    —    параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD):

Fl. (г нагрузка на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке;

£[ ,г — параметр нафузки на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; F'efr    — эффективный    параметр нагрузки на подшипник:

Ff    — сила трения;

2


/г.


rot


4J


F*

f\r

f

r

I

J\X

G

Я

II

Н»

HB

HRB

HRC

HV

h

/»•

Лсп

Лсх

>h,

^lim Л lim ^lim, tr h lim. tr


in


"min ^ min


"mm. tr ^ min. tr


ЛР

^wav ^Vav. cfT Vav. cff. Л0 Л6


''о.


/;•


max 0. max


A\v

A

A*

*A

Aj

A


/.


H


—    параметр силы фения;

—    нормальная сила, нормальная к поверхности скольжения;

—    часть нафузки на подшипник, поглощаемая вращением ротора (действие клина):

—    статическая нагрузка:

—    часть нагрузки на подшипник, поглощаемая смешением вследствие сжатия (действие сжатия);

—    нагрузка на подшипник в начале движения {N - 0);

—    нагрузка на подшипник при остановке (/V = 0);

—    нагрузка на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке;

—    параметр нагрузки на подшипник (без влиянии EHD) при ограниченной граничной смазке;

—    коэффициент фения, функция;

—    параметр трения;

—    коэффициент трения в текучей среде (в области граничной смазки);

—    коэффициент фения по минимальной кривой Стрибека;

—    коэффициент трения в твердой среде;

—    коэффициент трения при переходе к граничной смазке;

—    модуль сдвига;

—    ускорение tit счет силы тяжести;

—    номинальная высота:

—    высота корпуса подшипника;

—    твердость по Бринеллю;

—    твердость по Роквеллу, определяемая по шкале В;

—    твердость по Роквеллу, определяемая по шкале С:

—    твердость по Виккерсу:

—    локальная толщина смазочного слоя (толщина слоя);

—    относительная локальная толщина смазочного слоя (относительная толщина слоя);

—    толщина смазочного слоя на входе:

—    толщина смазочного слоя на выходе;

—    глубина смазочной канавки:

—    минимально допустимая толщина смазочного слоя во время работы;

—    минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя во время работы;

—    минимально допустимая толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;

—    минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;

—    минимальная толщина смазочного слоя (минимальная толщина слоя);

—    относительная минимальная толщина смазочного слоя (относительная минимальная толщина слоя):

—    минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;

—    относительная минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку:

—    глубина смазочного кармана;

—    волнистость поверхности скольжения:

—    эффективная волнистость поверхности скольжения:

lim— максимально допустимая эффективная волнистость поверхности скольжения:

—    локальная толщина смазочного слоя при г = 0;

—    относительная локальная толщина смазочного слоя при с = 0:

—    максимальная толщина смазочного слоя при с = 0:

—    показатель толщины смазочного слоя (относительная максимальная толщина смазочного слоя при е = 0;

—    показатель степени износа;

—    коэффициент теплопередачи:

—    парамеф теплопередачи:

—    коэффициент внешней теплопередачи (эталонная площадь /1):

—    коэффициент внутренней теплопередачи (смазочный слой);

—    номинальная длина, длина поверхности скольжения по направлению движения, длина сегмента в круговом направлении:

—    длина корпуса подшипника пол прямым углом к оси;


3


/ач    — длина осевого контактного участка:

/с    — длина окружного когтистого участка:

/ср    — длина капилляров;

Iq    — длина смазочной канавки:

/,.    — длина смазочного кармана:

/wcd    “ ллина клина:

М    — момент, коэффициент смешивания:

Ми    — момент нагружения;

Л/г    — момент грсния;

т    — масса;

N — частота вращения (обороты в единицу времени):

Л'*    — параметр частоты вращения:

Л'в    — частота вращения подшипника;

/Vcr — критическая частота вращения ваза с жестким креплением:

Ny — частота вращения нагрузки на подшипник: zVj    — частота вращения вала;

/V|jm ,г — максимально допустимая переходная частота вращения:

A'min —частота вращения при минимальном трении по кривой Стрибска;

Л^,    — резонансная частота вращения вала, установленного в подшипнике скольжения;

/Vlr — переходная частота вращения:

—    мощность охлаждения, дополнительное охлаждение;

Р{    — фрикционная способность;

Рр    — сила подкачки;

—    скорость теплового потока;

Я,н amb — скорость теплового потока в окружающей среде;

/’и' f — скорость теплового потока в зависимости от фрикционной способности:

Ли. l скорость теплового потока в смазочном материале;

—    суммарная мощность (Рр + Ру):

Р    — параметр суммарной мощности;

/>    — локальное давление смазочного слоя, например удельная нагрузка;

р — удельная нагрузка, например нагрузка на единицу проектируемой площади:

А)уп     динамическая удельная нагрузка:

рсп    — давление подачи смазки;

сп    — параметр давления подачи смазки;

Plim    — максимально допустимое давление    смазочного сдоя:

P|jm    — максимально допустимая удельная    нагрузка на подшипник;

Ртах — максимальное давление смазочного сдоя;

/Рпых     параметр максимального давления    смазочного слоя;

Ру,    — давление смазки в карманах;

рх    — статическая удельная нагрузка;

р^    — удельная нагрузка в начале движения (/V » 0);

Я«р уделыгая нагрузка при остановке (Л/ - 0);

Q — расход смазочного материала, объемный расход:

(Р    — параметр расхода смазочного материала;

0с)    — расход охлажденной смазки;

(?р    — расход смазочного материала при подаче под давлением;

Q*p — параметр расхода смазочного материала при подаче под давлением:

С?о    — эталон расхода смазочного материала;

Q|    — расход смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление);

У |    — параметр расхода смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направле

ние);

Q,    — расход смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление);

(7%    — параметр расхода смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направле

ние);

Qy — расход смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления;

Q з — параметр расхода смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; R — внутренний рал и ус ралиалмюго подшипника скольжения;

ГОСТ ИСО 7904-2-2001

Ra — среднее значение чистоты обработки поверхности C.L.A.;

Л,, и — среднее значение чистоты обработки C.L.A. поверхности скольжения подшипника:

R.i. j     среднее значение чистоты обработки C.L.A. сопряженной поверхности вала:

/?„    —    радиус клина или сегмента многоклинового и самоустанаазиваюшсгося ссгмсггпюго радиа

льного подшипника скольжения:

/^.р    — сопротивление потоку в капиллярах (гидростатический подшипник):

R}    — радиус вала:

/?1ап ах — сопротивление потоку одного контактного участка в осевом направлении (гидростатический подшипник):

/?.„ с — сопротивление потоку одного контактного участка в круговом направлении (гидростатический подшипник);

Rv — сопротивление потоку одного кармана (гидростатический подшипник);

R/    — средняя высота пика до впадины;

R, в — средняя высота пика до впадины поверхности скольжения подшипника;

R, j    — средняя высота пика до впадины сопряженной поверхности вала;

Re    — число Рейнольдса:

ReCT    — критическое число Рейнольдса;

г    — повторяемость;

Sf.    — надежность в зависимости от граничной    смазки из-за превышения нагрузки;

Sy    — надежность в зависимости от граничной    смазки при    более    низкой частоте    вращения:

So    — число Зоммерфельда;

го1    — число Зоммерфельда (врашснис):

So^    — число Зоммерфельда    (смешение вследствие сжатия);

SolT    — число Зоммерфельда    при переходе в граничную смазку:

s    — толщина стенки;

sA    — амплитуда смешения    вибрации ротор;» при резонансе;

Т    — температура;

7'amb    — температура окружающей среды:

Тв    — температура подшипника;

Гс IT    — эффективная температура смазочного материала;

7^п    — температура смазки на входе в подшипник;

Гсх    — температура смазки на выходе из подшипника;

Гс    —    температура стеклования (пластические испытания):

7j    —    температура вала;

7l    —    температура смазки:

Tjim — максимально допустимая температура подшипника:

Г|    —    температура смазки в карманах;

7\    —    температура смазки на выходе из зазора подшипника;

!    —    время;

U — окружная скорость, скорость скольжения (относительно диаметра вала подшипника скольжения или среднего опорного кольца упорного подшипника);

UB    —    окружная скорость подшипника;

Uj    —    окружная скорость вала;

UVim |г — максимально допустимая переходная окружная скорость;

Ur — средняя скорость потока при предварительном ограничителе гилростат1П1сского подшипника: Uxr — переходная окружная скорость;

//    —    составляющая скорости в х-направлении, деформация в дг-направленин. погрешность из

мерения:

V    — объем, скорость поверхности в у-напрааленин. скорость псрсмсшения;

УС    —    коэффициент вязкости;

У1    —    индекс вязкости;

v — составляющая скорости в у-направленин. деформация в ^-направлении:

W — скорость поверхности в ^-направлении, работа (энергия);

и- — составляющая скорости в г-напрааленни, деформация в ^-направлении:

И/атЬ — скорость воздуха, окружающего корпус подшипника;

X — координата параллельно поверхности скольжения, в круговом направлении:

Y    — координата перпендикулярно к поверхности скольжения:

5

Z — число поверхностей скольжении (сегментов) или карманов на подшипник, образование шейки посте разрушения:

С — координата параллельно поверхности скольжения, перпендикулярно к круговому направлению (для радиальных подшипников скольжения в осевом направлении, для упорных подшипников перпендикулярно к оси вала).

3.2 Условные обо (качения (греческий алфавит) а    —    коэффициент теплопередачи;

а,    —    коэффициент линейного теплового расширения;

а, в коэффициент линейного теплового расширения подшипника; а/. J        коэффициент линейного теплового расширения вала:

0V    —    коэффициент объемного теплового расширения;

Р — угол, характеризующий положение (угловое положение эксцентричности вала относительно направления нагрузки), показатель температурной вязкости;

Ph, min — У™1 между направлением нагрузки и положением минимальной толщины смазочного слоя; у — угловое положение нагрузки на подшипник (нагрузка на подшипник в вертикальном направлении: у ■ 0):

Л    —    разность, оператор Лапласа;

6    —    угловое положение наименьшего зазора для смазки;

5В    —    угол нссоосностм подшипника (угловое отклонение подшипника):

6j    —    угол нссоосности вала (угловое отклонение вала);

£    —    относительный эксцентриситет (е*). относительное удлинение:

£    —    коэффициент гидравлического сопротивления:

П    —    динамическая вязкость смазки:

П    —    средняя динамическая вязкоегь смазки в зазоре;

ПС(у    —    эффективная динамическая вязкость смазки;

к    —    коэффициент сопрогиаления:

X    —    удельная теплопроводность:

р    —    относительная жесткость подшипника:

v — кинематическая вязкость смазки, коэффициент Пуассона; vB    —    коэффициент Пуассона (подшипник);

Vj    —    коэффициент Пуассона (пал);

\    —    коэффициент ограничения (гидростатический подшипник);

II    —    изделие, параметр:

к    —    число Лулольфа (к = 3.141592 . . .);

р    —    плотность;

о    —    нормальное напряжение, стандартное отклонение:

т    —    напряжение сдвига (касательное напряжение);

Ф    —    коэффициент использования поверхности скольжения;

Ф    —    угловая координата в круговом направлении:

V    —    относительный зазор подшипника (также С*):

V    —    средний относительный зазор подшипника;

Vetr        эффективный относительный зазор подшипника;

Vman относительный зазор изготовления многоклинового радиального подшипника скольжения: Ф1ШХ — максимальное значение у:

Vmin “ минимальное значение у;

Ф2о относительный зазор подшипника при 20 *С (радиальный подшипник скольжения):

LI — угловой размах поверхности скольжения подшипника (сегмент); to    —    угловая    скорость (to = 2kN );

<db    —    угловая    скорость подшипника;

о>ь    —    угловая    скорость (гидродинамическая);

o)j    —    угловая    скорость вала;

(|)ге1    —    относительная угловая скорость.

6

УДК 621.822.5 : 001.4 : 006.354    МКС    01.075    ГОО    ОКП    41    8000

21.100.10

Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения, обозначения, применение

7