ГОСТ Р 22.1.01-95
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ
МОНИТОРИНГ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием
рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по
стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона,
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных
ситуациях
МОНИТОРИНГ И
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Основные положения
Safety in emergencies. Monitoring and forecasting. Basic principles
|
Дата
введения 1997-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт
устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния
окружающей среды (далее - мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому
обеспечению этой системы.
Положения стандарта подлежат
применению органами управления федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по
защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р
22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
основных понятий
ГОСТ Р
22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные
чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р
22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы.
Номенклатура параметров поражающих воздействий
ГОСТ Р
22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и
прогнозирование. Термины и определения
ГОСТ 28906-91 Системы
обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
3
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
3.1 В
настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
3.1.1 мониторинг окружающей
среды - по ГОСТ Р
22.1.02.
3.1.2 прогнозирование
чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС - по ГОСТ Р
22.1.02.
3.1.3 метрологическое
обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ,
технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и
требуемой точности измерений.
4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС
4.1 Система мониторинга и
прогнозирования ЧС состоит из следующих основных
элементов:
- организационной структуры;
- общей модели системы, включая
объекты мониторинга;
- комплекса технических
средств;
- моделей ситуации (моделей
развития ситуаций);
- методов наблюдений,
обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
- информационной системы.
4.1.1 Общая модель системы
мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
- природных
чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и
явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
- биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
- техногенных
чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
- чрезвычайных ситуаций в результате
применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического,
химического оружия и других специальных средств поражения.
4.1.2 Организационная
структура в общем случае включает в себя:
- орган управления системы
мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);
- службу наблюдения и
контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);
- службу сбора и обработки
информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение
возникновения ЧС или уменьшения их вредного
воздействия на окружающую среду и человека;
- службу технического
обеспечения деятельности системы.
4.1.3 Комплекс технических
средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
- обеспечивать осуществление
измерения требуемых параметров;
- обладать необходимой для
оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью,
уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).
4.1.4 Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:
- общее описание ситуаций в
зависимости от процесса его проявления;
- комплекс характеристик,
входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих
идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
- критерии принятия решений.
Примечание - При наличии
взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать
также перечет- источников ЧС
и механизм их взаимодействия.
4.1.5 Методы наблюдения и
контроля должны содержать:
- описание наблюдаемых
процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
- значения наблюдаемых
параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
- режим наблюдений -
непрерывный или периодический;
- точность измерений
наблюдаемых параметров;
- правила (алгоритм)
обработки результатов наблюдений и форму их представления.
4.1.6 Методы прогнозирования ЧС включают:
- описание прогнозируемых
процессов, явлений;
- перечень исходных данных
для прогнозирования;
- правила оценки
репрезентативности исходных данных;
- алгоритм прогноза (включая оценку
достоверности результатов) и требования к программному и техническому
обеспечению;
- перечень выходных данных.
4.1.7 Информационная система
мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему
оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и
абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение,
обработку, анализ и рассылку информации.
Система должна строиться в соответствии
с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и
иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.
Система должна обеспечивать
безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ
абонентам.
Информационная система
мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое,
математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое
обеспечение.
4.2 В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р
22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:
- глобальный;
- национальный;
- региональный;
- местный;
- локальный.
Каждый нижеследующий уровень
мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
5.1 Нормативное обеспечение
мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС
включает:
- законодательные акты;
- нормативные документы по
стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;
- нормативные документы,
положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного
управления.
5.2 Объектами нормативного
обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
5.3 В
состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы,
действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях
деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные
документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные
объекты или при необходимости установить специфические требования.
6 ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
6.1 Метрологическое
обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС
осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля,
использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять
неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах
управления.
6.2 Метрологическое
обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно
быть основано на положениях Закона Российской Федерации «Об обеспечении
единства измерений», законодательных актах, стандартах и других нормативных
документах Государственной системы обеспечения единства измерений.
6.3 Номенклатура измеряемых
величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно
отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе
создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
6.4 Требования
к точности измерений устанавливают, исходя из необходимости
исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное
решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в
качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.
Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная
ситуация, мониторинг, прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования,
уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы
мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы
прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение
мониторинга и прогнозирования, метрологическое обеспечение мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций
СОДЕРЖАНИЕ
1 область
применения. 1
2 нормативные
ссылки. 1
3 определения
и сокращения. 2
4 основные
положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС.. 2
5 требования
к нормативному обеспечению.. 3
6 требования
к метрологическому обеспечению 4
|