СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ и СПЕЦИАЛЬНЫЙ САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО МАШИНИСТА
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ по проверке показателей работоспособности механизмов кресла и экстренного покидания кресла
Москва
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) Департамента здравоохранения МПС России и ОАО Научно-производственное предприятие "Звезда"
ИСПОЛНИТЕЛИ:
от ВНИИЖГ: Т.Г. Береснева; А.Г. Лексин; Н.Г. Лосавио, к.т.н.; Н.И.Минеева; Б.И. Школьников, к.м.н.
от ОАО НПП "Звезда": А.С.Барер, д.м.н.; В.К.Костин; В.А.Наумов, к.т.н.; А.А.Шейкин, к.м.н.
ВНЕСЕН Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом технической политики МПС России
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Указанием МПС
России от“2S” HWHJf 2003г. № Р~б54и_
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий Стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МПС России
и
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
Всего листов Лист №2
Обработка результатов испытаний проводилась с использованием
(средства ЭВТ и другие)
Результаты испытаний__
(наименование объекта испытаний)
приведены в таблице_
Протокол испытаний № _ касается только объекта,
отобранного по акту № _от «_» г. и
подвергнутого сертификационным испытаниям
Внесение исправлений и дополнений в протокол не допускается. Изменения и дополнения оформляют отдельно в установленном
порядке.
Приложения к протоколу: таблицы_
Руководитель испытаний
Испытатели:
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 200:
БИБЛИОГРАФИЯ
/1/ СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098-2000 Методика испытаний по проверке показателей преодолимости усилий сопротивления на органах управления механизмами регулировок кресла
/2/ ФТС ЖТ ЦТ-ЦП 053-2000 Требования по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте "Локомотивы, моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав железных дорог. Кресло машиниста. Требования по сертификации"
9
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 10?. - 2003
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ |
Измене
ние |
Номер листов (страниц) |
Номер
документа |
Подпись |
Дата |
Срок
введения
изменений |
изменен
ных |
заменен
ных |
новых |
анулиро
ванных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
ю
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
Содержание
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.................................................
1 Область применения....................................................
2 Нормативные ссылки...................................................
3 Объект испытаний.......................................................
4 Требования безопасности..............................................
5 Требования к квалификации испытателей............................
II МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЕХАНИЗМОВ КРЕСЛА ..............
6 Проверяемые сертификационные показатели.......................
7 Условия проведения испытаний.......................................
8 Порядок проведения испытаний.......................................
9 Оценка полученных результатов.......................................
10 Оформление результатов испытаний...............................
III МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ ПО ПРОВЕРКЕ ПОКАЗАТЕЛЯ
ЭКСТРЕННОГО ПОКИДАНИЯ КРЕСЛА.............................
11 Проверяемые сертификационные показатели.....................
12 Условия проведения испытаний......................................
13 Средства и погрешности измерения.................................
14 Порядок проведения испытаний......................................
15 Оценка полученных результатов.....................................
16 Оформление результатов испытаний................................
ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец протокола испытаний...............
Библиография.................................................................
Лист регистрации изменений..............................................
ш
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
СТАНДАРТ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ЛОКОМОТИВЫ, МОТОРВАГОННЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ САМОХОДНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КРЕСЛО МАШИНИСТА
МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ по проверке показателей работоспособности механизмов кресла и _экстренного покидания кресла_
Дата введения 2005-06-27 I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 Область применения
Методика испытаний по проверке показателей работоспособности механизмов кресла и экстренного покидания кресла распространяется на испытания кресла машинистов локомотивов (ТПС), моторвагонного подвижного состава (МВПС), а также кресла машинистов управления движением (транспортный режим) специального самоходного подвижного состава железнодорожного транспорта (ССПС).
Настоящая методика используется при сертификационных испытаниях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности ; труда. Общие положения
3 Объект испытаний
3.1 Объектом испытаний является унифицированное (модифицированное) кресло машиниста ТПС, МВПС и ССПС.
3.2 Испытаниям подвергается объект, на который должен быть представлен акт о его готовности к испытаниям.
3.3 Испытуемый объект должен быть изготовлен в полном соответствии с ТУ, утвержденными рабочими чертежами и
1
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
технологией, принят ОТК предприятия-изготовителя и инспекцией МПС России (при ее наличии на предприятии).
3.4 Отбор объекта на испытания производят в соответствии с установленным в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ) порядком и организационно-распорядительной документацией
аккредитованного в ССФЖТ испытательного центра (лаборатории).
4 Требования безопасности
4.1 Требования безопасности при испытаниях определяются
ведомственными инструкциями по технике безопасности
проведения подобных работ и поведения обслуживающего персонала в испытательном помещении.
4.2 За безопасность испытателей несет ответственность руководитель испытаний.
4.3 Участники испытаний до их начала проходят предварительный инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.
5 Требования к квалификации испытателей
К проведению измерений допускаются лица со средним и высшим специальным образованием и стажем работы в данной области не менее одного года.
II. Методика испытаний по проверке показателей работоспособности механизмов кресла
6 Проверяемые сертификационные показатели
6.1 Проверяемые показатели:
Работоспособность механизма регулировки подвески под массу машиниста при 200 переключениях;
Работоспособность механизма перемещения сиденья в
продольном направлении при 500 перемещениях;
Работоспособность механизма перемещения сиденья в вертикальном направлении при 300 перемещениях;
Работоспособность механизма регулировки положения спинки кресла при 400 отклонениях.
6.2 Для проверки показателей по п.6.1 определяют следующие показатели:
2
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
Преодолимость усилий сопротивления, кГс, на органах управления механизмами регулировок кресла:
- при перемещении вертикальной рукоятки, кГс: от себя; к себе; влево; вниз, вверх;
- при перемещении горизонтальной рукоятки, кГс: от себя; к себе; влево; вправо; вниз; вверх;
- при вращении кисти предплечьем, кГс: с пронацией; с супинацией;
- при сжатии рукоятки двухрычажного типа кистью, кГс;
- при захвате пальцами рычага с разнонаправленным движением, кГс;
- при перемещение кончиками пальцев, кГс.
6.3 Контролируют характеристики механизмов регулировки кресла по фиксации и усилию на органах управления.
7 Условия проведения испытаний
7.1 Испытание проводят на кресле, изготовленном в соответствии с п.З.
7.2 Испытания проводят после проведения испытаний кресла по показателям преодолимости усилий сопротивления на органах управления.
7.3 Помещение, в котором проводят испытания, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе иметь освещенность не менее 200 лк и температуру окружающего воздуха (22±2)°С.
7.4 Должен быть обеспечен круговой подход к креслу, позволяющий выполнить все предусмотренные ТУ регулировки.
7.5 Кресло должно быть жестко закреплено на неподвижном основании.
8 Порядок проведения испытаний
8.1 Кресло устанавливают и жестко крепят к полу при помощи штатных узлов крепления.
8.2 Проверка работоспособности механизмов.
8.2.1 Проверку механизма регулировки подвески под массу машиниста проводят установкой механизма в положение для минимального веса - 50 установок; в положение для среднего веса - 100 установок; в положение для максимального веса - 50 установок.
8.2.2 Проверку механизма перемещения сиденья (кресла) в продольном направлении проводят перемещением и фиксацией
з
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
сиденья (кресла) в крайнем переднем положении и, затем, перестановкой и фиксацией в заднем крайнем положении. Число перестановок - 500.
8.2.3 Проверку механизма перемещения в вертикальном направлении проводят установкой сидения в верхнем положении и фиксацией, а затем в нижнем положении и фиксацией. Число перестановок - 300.
8.2.4 Проверку механизма регулировки наклона спинки проводят установкой спинки в крайнее переднее положение и фиксацией в этом положении, а затем в крайнее заднее положение. Число перестановок угла спинки - 400.
8.3 Изменения регулируемых положений кресла проводят в соответствии с руководством по эксплуатации кресла.
8.4. По завершении проверки работоспособности механизмов кресла проводят контрольные испытания по СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 098 [1].
9 Оценка полученных результатов
9.1 После окончания испытаний не должно происходить ухудшения фиксации регулируемых элементов кресла.
9.2 Усилия на органах управления механизмами регулировок кресла должны соответствовать требованиям п.4 ФТС ЖТ ЦТ-ЦП 053 [2].
9.3 Кресло по показателям работоспособности механизмов кресла оценивают удовлетворительно, если все показатели по п.5 соответствуют требованиям нормативной документации.
9.4 В случае, если хотя бы один показатель не соответствует требованиям нормативной документации, кресло по показателям работоспособности механизмов кресла оценивают неудовлетворительно.
10 Оформление результатов испытаний
Результаты испытаний оформляют в виде протокола (Приложение А).
4
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
III. Методика испытаний по показателю экстренного покидания кресла
11 Проверяемый сертификационный показатель
Время беспрепятственного покидания кресла с подготовительными операциями (откидывание подлокотников, продольное смещение кресла), с.
12 Условия проведения испытаний
12.1 Испытание проводят на кресле, изготовленном в соответствии с п.З.
12.2 Испытания проводят после проведения испытаний по разделу II настоящей методики.
12.3 Участников испытаний выбирают из числа машинистов (помощников машинистов) локомотивов.
12.4 Помещение, в котором проводят испытания, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, в том числе иметь освещенность не менее 200 лк.
13 Средства и погрешности измерения
13.1 Время экстренного покидания кресла измеряют секундомером механическим типа СДС пр, погрешность измерения 0,4 сек.
13.2 Средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь свидетельства о поверке.
14 Порядок проведения испытаний
14.1 Кресло в переднем крайнем положении устанавливают перед габаритным макетом пульта аналогично установке кресла в каэине машиниста ТПС, МВПС и СПС.
14.2 Габаритный макет пульта должен иметь следующие размеры: высота нижнего края столешницы макета пульта от пола 800-850 мм; ниша для ног шириной 700 мм и глубиной 400 мм.
14.3 Кресло в заднем крайнем положении должно быть установлено так, чтобы расстояние от вертикальной плоскости края пульта до вертикальной плоскости переднего края сиденья составляло 300 мм.
14.4 В испытаниях участвуют два человека с антропометрическими размерами тела 5 и 95 перцентилей.
14.5 Порядок экстренного покидания кресла:
5
СТ ССФЖ'Г ЦТ-ЦП 102 - 2003
14.5.1 Участник испытаний должен находиться в кресле, придвинутом к макету пульта в переднем крайнем (для его антропометрических характеристик) положении и отрегулированном по высоте.
14.5.2 Испытатель подает команду о начале испытаний, одновременно включая секундомер.
14.5.3 Участник должен:
- отодвинуть кресло в крайнее заднее положение,
- откинуть подлокотники,
- покинуть кресло,
- встать рядом с креслом.
14.5.4 Испытатель фиксирует время от начала подачи команды до момента, когда участник встанет на пол рядом с креслом.
14.5.5 Перед испытаниями каждый участник проходит 5 тренировочных экстренных покиданий кресла по п.п. 6.1-6.3.
14.6 Испытания проводят с каждым участником (5 и 95 перцентиль) три раза.
14.7 Результаты измерений времени экстренного покидания кресла каждым участником заносят в таблицу протокола. За результат каждого участника принимают среднеарифметическое значение трех измерений.
15 Оценка полученных результатов
15.1 Оценку полученных результатов производят на основе сопоставления действительных измерений с учетом погрешности секундомера, с соответствующим нормативным значением.
15.2 Кресло по показателю " Время беспрепятственного покидания кресла с подготовительными операциями (откидывание подлокотников, продольное смещение кресла)" оценивают удовлетворительно, если результат, полученный для каждого участника испытаний, удовлетворяет требованиям нормативной документации.
15.3 В случае, если хотя бы один результат не удовлетворяет требованиям нормативной документации, кресло по показателю "Время беспрепятственного покидания кресла с подготовительными операциями (откидывание подлокотников, продольное смещение кресла)" оценивают неудовлетворительно.
16 Оформление результатов испытаний
Результаты испытаний оформляют в виде протокола (Приложение А).
в
СТ ССФЖТ ЦТ-ЦП 102 - 2003
Приложение А (обязательное)
Образец
Всего листов Лист №1
ПРОТОКОЛ №_
от «_»__г.
сертификационных испытаний
Объект испытания_
Заказчик:_
наименование, адрес
Основание для проведения испытаний_
№ заявки, договора
Условное обозначение объекта испытаний_
условный номер, номер ТУ, чертежа
Дата поступления объекта на испытания_
Идентификационный № образца_
Период проведения испытаний_
Отбор образца проведен_
место отбора и дата отбора
Результаты отбора образца приведены в акте №_ от
«__»_г.
До проведения испытаний отобранный образец хранился_
(условия, место хранения и подготовки к испытаниям)
Испытания проведены по_
(название программы и методики испытаний)
Сведения об использованном испытательном оборудовании и средствах измерений представлены в таблице_